Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 ООО "Камчатский кречет" в Елизовском районе Камчатского края
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 февраля 2022 г.
Время:  12:30
Страна:  Россия
Место происшествия:  Камчатский край, Елизовский район, 1,4 км юго-западнее села Северные Коряки
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  RA-33599
Авиакомпания:  Камчатский кречет
 


Описание
    Экипаж выполнял рейс по перевозке груза овощей и стройматериалов с посадочной площадки в селе Северные Коряки Елизовского района в село Тымлат Карагинского района. После взлета в простых метеоусловиях самолет из набора высоты перешел в снижение с высоты 50 м с незначительным увеличением левого крена, столкнулся с деревьями лесного массива и землей со снежным покровом высотой до 50 см, разрушился и сгорел. Катастрофа произошла в 1400 м от КТПП с азимутом 217° в 12:30 местного времени. При столкновении с верхушкой первого дерева на высоте около 25 м самолет имел ИК=160° (ИКвзл=221°). Столкновение с землей произошло под углом наклона траектории около 55°. Полет продолжался около 3 минут.
    По показаниям представителя организации – владельца самолета, вес груза составлял около 1000 кг. Из-за его уничтожения при пожаре комиссии не удалось установить фактический вес груза. При использовании для расчетов вышеуказанного веса груза расчетная взлетная масса самолета на лыжном шасси составляет около 5500 кг, что является предельно допустимым значением согласно РЛЭ. Центровка самолета составляла 27,7% САХ и не выходила за установленные нормы. Самолет был заправлен авиационным бензином Б91/115 из заводских опломбированных бочек.
    КВС имел перерыв в летной работе на самолетах Ан-2 в течение 10 лет и возобновил ее в 2020 г. С этого времени и до момента АП его документально подтвержденный налет составляет 188 часов. На момент выполнения аварийного полета КВС имел перерыв в полетах более 5 месяцев (с августа 2021 по февраль 2022 года) и, наиболее вероятно, недостаточный уровень летной натренированности в полетах на самолете Ан-2. Второй пилот при общем налете 376 часов имел налет на Ан-2 только 7 часов 27 минут, в том числе за 2021 год лишь 1 час 30 минут с перерывом в полетах с 2017 года. С июня 2021 года и до момента аварийного полета у него был перерыв полетах длительностью 7 месяцев. Наиболее вероятно, он также имел недостаточный уровень летной натренированности для выполнения полетов на самолете Ан-2.
    Двигатель в момент столкновения с землей не работал. Вероятно, он был выключен КВС при неизбежности вынужденной посадки. При осмотре самолета на месте происшествия переключатель магнето находился в положении «1» (на левое магнето, обслуживающее задний ряд свечей зажигания). По результатам исследования установлено, что в таком положении он находился и до столкновения самолета с землей. Согласно РЛЭ, при запуске двигателя перед взлетом переключатель магнето устанавливается в положение «1+2». В положение «1» или «2» переключатель устанавливается только на земле для проверки каждой системы зажигания по отдельности. В положении «1» работает только одна система зажигания, что уменьшает мощность двигателя (по результатам исследования – на 7-8%) ввиду неполного сгорания топливо-воздушной смеси в цилиндрах из-за неработающего переднего ряда свечей. При установке переключателя магнето в положение «1» запуск двигателя невозможен, так как ток в этом случае поступает от катушки зажигания на выключенное правое магнето. Перед вылетом КВС трижды (с 12:07 по 12:21) выключал и запускал двигатель, ожидая согласования плана полета. Вероятно, после неоднократных выключения и запуска, а также длительной (около 20 мин) работы двигателя на режиме ниже 700-800 об/мин на исполнительном старте, КВС решил проверить работу магнето и свечей зажигания во избежание их замасливания. Для этого он должен был поочередно переключить магнето с одного на другое. В результате перед взлетом он, вероятно, ошибочно не переустановил переключатель магнето из положения «1» в положение «1+2». Контроль положения переключателя магнето перед взлетом РЛЭ самолета не предусмотрен.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/f8d/mczcy1bguvvz3yn307ck48y95jbn8n2y/report_ra-33599.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-33599
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 07.01.1988
Заводской номер ВС 1G230-41
Наработка ВС (часы) 3712
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка К16478112


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Камчатский кречет
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Северные Коряки
Пункт назначения Тымлат
Начальный пункт маршрута Северные Коряки
Конечный пункт маршрута Тымлат


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Наиболее вероятно, авиационное происшествие с самолетом Ан-2 RA-33599 произошло в результате его выхода на закритические углы атаки и режим сваливания после выполнения взлета с предельно допустимой массой и сниженной мощностью силовой установки.
    Наиболее вероятно, снижение мощности было обусловлено установкой перед взлетом переключателя магнето ПМ-1 в положение «1» вместо положения «1+2», предусмотренного РЛЭ.
    Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились:
    - длительные перерывы в полетах обоих членов экипажа перед аварийным полетом;
    - недостатки в подготовке и взаимодействии членов экипажа, а также недостаточный уровень летной натренированности, что привело к потере контроля за скоростью полета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.