Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-12БК а/к Гродно в районе Иркутска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  03 ноября 2021 г.
Время:  19:34
Страна:  Россия
Место происшествия:  Иркутская область, район а/п Иркутск
Тип ВС:  Ан-12БК
Регистрация ВС:  EW-518TI
Авиакомпания:  Гродно
Рейс:  GRX 1252
 


Описание
    Экипаж в составе КВС, второго пилота, штурмана, бортмеханика и бортрадиста выполнял задание по доставке груза продуктов в Чукотский АО по договору с авиакомпанией «Заполярье». 30 октября самолет с грузом вылетел из базового аэропорта Гродно. На борту находились два служебных пассажира – инженеры по наземному обслуживанию ВС. Посадка была произведена в а/п Сургут, где на борт были взяты два служебных пассажира -представители заказчика (руководитель авиакомпании "Заполярье" и его заместитель). Вылетев 31 октября из Сургута, самолет с промежуточной посадкой в Якутске прибыл 01 ноября в а/п Кепервеем. Самолет был разгружен. Вылет в обратный рейс произведен 3 ноября в 02:01 UTC (14:01 м.вр.) в том же составе экипажа и с теми же служебными пассажирами. Коммерческой загрузки на борту не было. В 06:06 UTC (15:06 м.вр.) самолет совершил посадку в а/п Якутск, где был дозаправлен. В 07:28 UTC (16:28 м.вр.) экипаж вылетел в Иркутск. Полет проходил на эшелоне 24000 футов. После установки связи с диспетчером Иркутск-контроль на борт дважды передавалась фактическая погода аэропорта Иркутск, предусматривавшая сложные метеоусловия и имевшая тенденцию к ухудшению. При подходе к рубежу начала снижения экипаж провел подготовку к снижению и заходу на посадку. Задатчик высоты радиовысотомера был установлен на высоту круга. Перед началом снижения штурман информировал КВС о некорректной работе курсовой системы. В 11:09 UTC экипаж приступил к снижению. Видимость в аэропорту была 1600 м, облачность сплошная слоисто-кучевая высотой 360 м, ливневый снег. Проанализировав метеоусловия, КВС принял решение о выполнении ухода на второй круг с высоты 100 м при отсутствии видимости наземных ориентиров. Для контроля положения ВС по удалению при некорректной работе курсовой системы экипаж использовал GPS. По командам диспетчеров Иркутск-контроль и Иркутск-подход самолет был последовательно снижен до эшелонов 200, 120, 80 и 70. Перейдя на связь с диспетчером Иркутск-Круг, экипаж установил давление аэродрома 712 мм рт.ст. и снизился до высоты 900 м по этому давлению. Во время снижения экипаж по указанию диспетчера исправлял боковое управление влево, составлявшее 3 км. Снизившись до высоты круга, КВС продолжал пилотировать самолет по командам штурмана, который при некорректной работе курсовой системы вёл навигацию по GPS. Второй пилот контролировал положение ВС и высоту. На борт была передана фактическая погода аэропорта (видимость на ВПП 1500 м (начало), 1800 м (середина), 1900 м (конец), сильный ливневой снег, облачность сплошная кучево-дождевая 180 м).
    В 11:29 UTC экипаж по команде диспетчера снизился до высоты 800 м и последовательно произвел третий и четвертый развороты. В 11:30:37 экипаж пересёк посадочный курс (МК 297°) и находился левее посадочного курса. В дальнейшем КВС выполнял довороты на посадочный курс по командам штурмана. Затем экипаж перешел на связь с диспетчером Иркутск-Вышка и подтвердил выход на посадочный курс и захват сигнала курсового радиомаяка. Диспетчер информировал экипаж об удалении (15 км) и небольшом уклонении влево. Анализ внутрикабинных переговоров экипажа показал, что, наиболее вероятно, индикация отклонения от равносигнальной зоны ИЛС была неработоспособна. В 11:32:52 диспетчер проинформировал экипаж об удалении 13 км на посадочном курсе, а через 11 секунд разрешил посадку на ВПП 30. Экипаж дал подтверждение. Закрылки были выпущены на 15°. Диспетчер уточнил метеоусловия на посадке: сплошная кучево-дождевая облачность 240 м, сильный ливневой снег. В 11:32:55, на удалении 4 мили и высоте 500 м, штурман информировал экипаж о входе в глиссаду. Снижение по глиссаде выполнялось с переменным профилем. Вертикальная скорость снижения изменялась от 0 до 14 м/с при расчетном значении на установленной глиссаде около 5 м/с. Закрылки были довыпущены на 25°. Между 11:33:43 и 11:33:48 сработал сигнал высоты принятия решения (100 м). КВС команды о посадке или уходе на второй круг не дал и продолжал снижение. Бортмеханик докладывал высоту по радиовысотмеру. После его доклада о высоте 30 м КВС в 11:33:52 дал команду «На второй круг уходим». Режимы работы всех четырех двигателей были увеличены, при этом отклонения руля высоты для увеличения угла тангажа и перевода самолета в набор высоты не зарегистрировано. В 11:34:01 бортмеханик доложил высоту 50 м. Через 1..2 секунды самолет в левом крене 35° начал сталкиваться с верхушками деревьев, а через 117 м столкнулся с землей в лесном массиве в 3 км с недолетом до торца ВПП 30 (в районе н.п. Пивовариха Иркутского р-на) и в 400 м левее продолжения ее оси, разрушился и сгорел. Экипаж и пассажиры погибли. Разброс обломков составил 180х40 м. Срабатывания звуковой сигнализации системы предупреждения о приближении земли (EGPWS) на записи бортового магнитофона нет.
    Фактическая погода а/п Иркутск за 11:34 UTC – ветер у земли 300° 9 м/с, видимость 900 м, видимость на ВПП 30 – 1900-1900-1800 м, сильный ливневый снег, сплошная кучево-дождевая облачность высотой 240 м, температура воздуха -7°С.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 4 4
На земле   0
Всего погибших 9


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП ведется расследование
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-12БК
Регистрационный номер (id) ВС EW-518TI
Государство регистрации ВС Беларусь
Дата выпуска ВС 31.12.1968
Заводской номер ВС 8346107
Наработка ВС (часы) 11935
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Н261М036 Н2346069 Н2816029 Н28046033


Сведения о рейсе

Номер рейса GRX 1252
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Гродно
Государство регистрации авиакомпании Беларусь
Пункт вылета Якутск
Пункт назначения Иркутск
Начальный пункт маршрута Кепервеем
Конечный пункт маршрута Иркутск


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2022, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.