 |
 |
 |
Катастрофа Ан-2 Якутского УГА близ Момы |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 11 октября 1971 г.
Время: 13:16
Страна: СССР
Место происшествия: Якутская АССР, Момский перевал, 19 км северо-восточнее Тюбеляха
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-47678
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Якутское УГА, Зырянский ОАО
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж 298 летного отряда выполнял спецрейс по обслуживанию 125-ой экспедиции по маршруту Усть-Нера – Мома – Усть-Нера. Прогноз погоды по маршруту с 01:30 до 06:00 мск, выданный дежурным синоптиком а/п Усть-Нера с пометкой «ориентировочный», предусматривал: ложбина, облачность 5-8 баллов слоисто-кучевая высотой 1300-1800 м (от уровня а/п Усть-Нера), 10 баллов верхняя, средняя. Слабый снег. Видимость более 10 км. Горы закрыты частично снегом.
Взлет в а/п Усть-Нера произведен в 03:12 мск. Полет от Усть-Неры до Момы производился на высоте 1800 м по давлению 760 мм рт.ст. по ПВП, при этом экипаж наблюдал низкую облачность, надвигающуюся с запада на трассу.
После посадки в а/п Мома экипаж взял на борт 6 пассажиров, 600 кг груза и через 35 минут стоянки, в 05:00 мск, произвел взлет на Усть-Неру. Полетный вес и центровка не выходили за пределы допустимых. После взлета экипаж не доложил занятие безопасной высоты полета и выход из зоны а/п Мома, в расчетное время в а/п Усть-Нера не прибыл. Организованными поисками самолет был обнаружен 16.10.71 в 19 км с азимутом 41° н/п Чумпу-Кытыл (Тюбелях), в 4 км от оси трассы, на склоне горы с отметкой 1080 м от уровня моря. Самолет на скорости 80 км/ч столкнулся со склоном горы, упал в распадок ручья, разрушился и сгорел до 23 шпангоута. КВС и пять пассажиров погибли. Второй пилот и один пассажир получили легкие травмы. Катастрофа произошла в 05:16 мск (13:16 местного времени).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
1 |
Пассажиры |
6 |
5 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-47678 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
29.04.1961 |
Заводской номер ВС |
115947310 |
Наработка ВС (часы) |
8979 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
КЛ 0315036 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Якутское УГА, Зырянский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Мома (Хонуу) |
Пункт назначения |
Усть-Нера |
Начальный пункт маршрута |
Усть-Нера |
Конечный пункт маршрута |
Усть-Нера |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено, что глубокого анализа метеообстановки по району полетов со стороны КВС, командира АЭ и диспетчера службы движения проведено не было.
В «ориентировочном» прогнозе по маршруту первоначально указывалась высота облачности 1000-1500 м, что не соответствовало минимуму трассы. По просьбе КВС, синоптик, не имея на то никаких оснований, внесла изменения в прогноз, увеличив высоту облачности до 1300-1800 м, что послужило основанием для выдачи диспетчерского разрешения и принятия решения на вылет.
Диспетчер а/п Мома выпустила экипаж в полет с прогнозом, срок действия которого не соответствовал требованиям НМО-66 и после взлета управление движением этого самолета не осуществляла.
При следовании по маршруту экипаж, встретив низкую облачность, в нарушение требований НПП ГА-66, снизился ниже безопасной высоты и продолжал полет по долине реки Тихон-Юрях. При подходе к Момскому перевалу (с отметкой 1444 м) под нижней кромкой облачности, экипаж принял запоздалое решение на возврат. В процессе разворота самолет столкнулся со склоном горы и потерпел катастрофу.
|
Выявленные при расследовании недостатки |
Расследованием вскрыты крупные недостатки в организации и обеспечении полетов, УВД и правил воздушных перевозок. В нарушение требований НПП ГА-66 полеты по трассам МВЛ проводились на высотах, отсчитываемых по давлению 760 мм рт.ст., а не по минимальному приведенному давлению, высота облачности по маршруту в прогнозе указывалась не от высшей точки, а от уровня а/п Усть-Нера. Это приводило к систематическим нарушениям безопасной высоты полета.
Начальники аэропортов Усть-Нера и Мома совершенно самоустранились от руководства службой движения и организации полетов, анализа синоптической обстановки перед полетами не проводили.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главной причиной летного происшествия явилось нарушение безопасной высоты полета экипажем в горной местности при встрече сложных метеоусловий.
Способствующими причинами явились:
1) Неоправдавшийся прогноз погоды по трассе в районе Момского перевала по высоте и количеству облачности.
2) Неудовлетворительная организация летной работы и УВД со стороны ответственных должностных лиц (командно-руководящего состава) Зырянского ОАО.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|