|
|
|
Катастрофа Ан-2ТП Якутского УГА близ Сеймчана |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 22 сентября 1968 г.
Время: 12:50
Страна: СССР
Место происшествия: Магаданская область, 61 км северо-западнее Сеймчана
Тип ВС: Ан-2ТП
Регистрация ВС: СССР-91743
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Якутское УГА, Зырянский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
В день происшествия экипаж получил задание выполнить три спецрейса по маршруту Зырянка – Сеймчан с целью перевозки спецгруза и работников 121-й геодезической экспедиции. Аэропорты Зырянка и Сеймчан были открыты для приёма и выпуска легкомоторных самолетов по ПВП. Прогнозом погоды в конце маршрута предусматривалось: облачность 4-7 баллов, слоисто-кучевая, высотой 100-200 м над наивысшей точкой рельефа, что на 100 м было ниже установленного минимума погоды по трассе по ПВП. Исходя из анализа погоды в конце маршрута, командир АЭ дал разрешение экипажу вылететь с разведкой погоды строго по ПВП, с грузом на борту. Фактически, кроме груза к моменту взлета на борту находилось 5 работников экспедиции и и.о. начальника а/п Зырянка. Загрузка самолета производилась силами заказчика, в присутствии экипажа. Сопроводительная ведомость на загрузку самолета отделом перевозок а/п Зырянка не выписывалась и экипажу не выдавалась. Наличие на борту людей было известно только экипажу самолета, который не доложил об этом командованию летного отряда и службе движения. В вылетной а/п Зырянка была указана загрузка 1000 кг груза.
В 03:23 мск экипаж произвел взлет. При выходе из зоны а/п Зырянка экипаж доложил, что следует визуально (без указания высоты полета) и закончил связь.
В 03:31 экипаж вышел на связь с МДП а/п Сеймчан, доложил время вылета из Зырянки и набранный эшелон 2 100 м.
В 04:12 экипаж вновь вышел на связь с МДП а/п Сеймчан, запросил вход в зону РДС на эшелоне 2 100 м и погоду аэропорта.
В 04:15 экипаж принял погоду а/п Сеймчан за 03:55 и подтвердил ее получение. Переданная погода была: облачность 10/3 б., сл.-куч. 1000 м, средняя, видимость 20 км, ветер 30° 8 м/с, дальние сопки закрыты облаками. Условия полета при входе в зону РДС экипаж не передал.
В 04:36 экипаж вышел на связь с а/п Сеймчан и доложил вход в зону на высоте 2 100 м и запросил место.
В 04:41, не получив ответа, экипаж вторично запросил свое место. Диспетчер ответил, что борт не просматривается и дважды (в 04:42 и в 04:45) запрашивал у экипажа приблизительное удаление, на что экипаж ответил о расчетном удалении 60-70 км.
В 04:45 минут экипаж связался с диспетчером. Он доложил: «Следую визуально 2 100 м, 3 балла облачности под нами, верхняя». Диспетчер дважды запросил: «Визуально, сверх облаков, да?». Экипаж ответил: «Да нет, не сверх облаков, только 3 балла нижняя». Диспетчер ответил: «Ясно, ясно». Далее связь с бортом прекратилась.
Самолет обнаружен 23 сентября в 23:30 мск по сигнальной ракете с земли в 61 км от а/п Сеймчан с МПУ=333° на склоне горы Хапчагай с отметкой 1 554 м полностью разрушенным. КВС и 4 работника экспедиции погибли. Второй пилот, и.о. нач. а/п Зырянка и один работник экспедиции получили тяжелые ранения.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
1 |
Пассажиры |
6 |
4 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2ТП |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-91743 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
29.09.1963 |
Заводской номер ВС |
1G37-20 |
Наработка ВС (часы) |
4598 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
6211-2348 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Якутское УГА, Зырянский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Зырянка |
Пункт назначения |
Сеймчан |
Начальный пункт маршрута |
Зырянка |
Конечный пункт маршрута |
Сеймчан |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссией установлено, что полет выполнялся на высоте 2 100 м, в первой половине маршрута по ПВП. При входе в зону РДС в 04:12 экипаж следовал по ППП, земля временами просматривалась.
В 04:36, с момента выхода на связь с диспетчером а/п Сеймчан и до момента столкновения экипаж следовал по ППП в невидимости земли. Экипажу не были даны условия входа в зону района аэродрома. Вследствие ограниченного радиуса действия ОРЛ диспетчер борт не видел и не знал его местонахождения. Диспетчер явно предполагал, что борт следует сверх облачности, однако никаких мер по активному руководству полетом не принял, а ограничился взаимной информацией с экипажем об условиях полета и что место дать пока не может. Экипаж, в свою очередь, своим ложным донесением, что следует визуально, дезинформировал службу движения о фактических условиях полета.
Примерно в 04:47 экипаж приступил к снижению с вертикальной скоростью до 5 м/с и приборной скоростью до 210 км/ч. Снижение производилось вне видимости земли, не зная своего точного местонахождения.
КВС интуитивно предполагал, что самолет находится правее ЛЗП 10-15 км и под ним долина реки Сеймчан, на которую он неоднократно выходил в предыдущих полетах на Сеймчан. Фактически самолет находился от ЛЗП на расстоянии 25 км строго в створе с группой гор с наивысшей точкой рельефа 1554 м. Второй пилот и и.о. нач. а/п Зырянка рекомендовали КВС прекратить снижение, но тот приказал им не вмешиваться, заявив, что знает эту трассу лучше, чем они. На высоте 1 200 м по стандартному давлению второй пилот увидел в непосредственной близости землю, крикнул: «Впереди земля» и одновременно взял штурвал полностью на себя и дал левую ногу. И.о. нач. а/п также резко взял штурвал командира на себя. В 04:50 (12:50 местного вр.) самолет на скорости около 140-160 км/ч ударился о склон горы крутизной 45-50°. Основной удар произошел нижней передней частью самолета до 8-го шпангоута. Остановка самолета была почти мгновенной. Затем он сполз вниз по склону на 40 м и, зацепившись правой частью стабилизатора за противоположный склон распадка, остановился полностью разрушенным.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главной причиной катастрофы явилась недисциплинированность КВС, нарушившего минимум погоды по трассе и допустившего самовольное снижение самолета вне видимости земли в горной местности при незнании своего местонахождения.
Способствующая причина: отсутствие активного руководства полетом самолета со стороны службы движения а/п Сеймчан при ограниченном радиусе действия РЛС контроля в направлении трассы.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|