Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2ТП Якутского УГА близ Сеймчана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 сентября 1968 г.
Время:  12:50
Страна:  СССР
Место происшествия:  Магаданская область, 61 км северо-западнее Сеймчана
Тип ВС:  Ан-2ТП
Регистрация ВС:  СССР-91743
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское УГА, Зырянский ОАО
 


Описание
    В день происшествия экипаж получил задание выполнить три спецрейса по маршруту Зырянка – Сеймчан с целью перевозки спецгруза и работников 121-й геодезической экспедиции. Аэропорты Зырянка и Сеймчан были открыты для приёма и выпуска легкомоторных самолетов по ПВП. Прогнозом погоды в конце маршрута предусматривалось: облачность 4-7 баллов, слоисто-кучевая, высотой 100-200 м над наивысшей точкой рельефа, что на 100 м было ниже установленного минимума погоды по трассе по ПВП. Исходя из анализа погоды в конце маршрута, командир АЭ дал разрешение экипажу вылететь с разведкой погоды строго по ПВП, с грузом на борту. Фактически, кроме груза к моменту взлета на борту находилось 5 работников экспедиции и и.о. начальника а/п Зырянка. Загрузка самолета производилась силами заказчика, в присутствии экипажа. Сопроводительная ведомость на загрузку самолета отделом перевозок а/п Зырянка не выписывалась и экипажу не выдавалась. Наличие на борту людей было известно только экипажу самолета, который не доложил об этом командованию летного отряда и службе движения. В вылетной а/п Зырянка была указана загрузка 1000 кг груза.
    В 03:23 мск экипаж произвел взлет. При выходе из зоны а/п Зырянка экипаж доложил, что следует визуально (без указания высоты полета) и закончил связь.
    В 03:31 экипаж вышел на связь с МДП а/п Сеймчан, доложил время вылета из Зырянки и набранный эшелон 2 100 м.
    В 04:12 экипаж вновь вышел на связь с МДП а/п Сеймчан, запросил вход в зону РДС на эшелоне 2 100 м и погоду аэропорта.
    В 04:15 экипаж принял погоду а/п Сеймчан за 03:55 и подтвердил ее получение. Переданная погода была: облачность 10/3 б., сл.-куч. 1000 м, средняя, видимость 20 км, ветер 30° 8 м/с, дальние сопки закрыты облаками. Условия полета при входе в зону РДС экипаж не передал.
    В 04:36 экипаж вышел на связь с а/п Сеймчан и доложил вход в зону на высоте 2 100 м и запросил место.
    В 04:41, не получив ответа, экипаж вторично запросил свое место. Диспетчер ответил, что борт не просматривается и дважды (в 04:42 и в 04:45) запрашивал у экипажа приблизительное удаление, на что экипаж ответил о расчетном удалении 60-70 км.
    В 04:45 минут экипаж связался с диспетчером. Он доложил: «Следую визуально 2 100 м, 3 балла облачности под нами, верхняя». Диспетчер дважды запросил: «Визуально, сверх облаков, да?». Экипаж ответил: «Да нет, не сверх облаков, только 3 балла нижняя». Диспетчер ответил: «Ясно, ясно». Далее связь с бортом прекратилась.
    Самолет обнаружен 23 сентября в 23:30 мск по сигнальной ракете с земли в 61 км от а/п Сеймчан с МПУ=333° на склоне горы Хапчагай с отметкой 1 554 м полностью разрушенным. КВС и 4 работника экспедиции погибли. Второй пилот, и.о. нач. а/п Зырянка и один работник экспедиции получили тяжелые ранения.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 6 4
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2ТП
Регистрационный номер (id) ВС СССР-91743
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.09.1963
Заводской номер ВС 1G37-20
Наработка ВС (часы) 4598
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6211-2348


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское УГА, Зырянский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Зырянка
Пункт назначения Сеймчан
Начальный пункт маршрута Зырянка
Конечный пункт маршрута Сеймчан


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что полет выполнялся на высоте 2 100 м, в первой половине маршрута по ПВП. При входе в зону РДС в 04:12 экипаж следовал по ППП, земля временами просматривалась.
    В 04:36, с момента выхода на связь с диспетчером а/п Сеймчан и до момента столкновения экипаж следовал по ППП в невидимости земли. Экипажу не были даны условия входа в зону района аэродрома. Вследствие ограниченного радиуса действия ОРЛ диспетчер борт не видел и не знал его местонахождения. Диспетчер явно предполагал, что борт следует сверх облачности, однако никаких мер по активному руководству полетом не принял, а ограничился взаимной информацией с экипажем об условиях полета и что место дать пока не может. Экипаж, в свою очередь, своим ложным донесением, что следует визуально, дезинформировал службу движения о фактических условиях полета.
    Примерно в 04:47 экипаж приступил к снижению с вертикальной скоростью до 5 м/с и приборной скоростью до 210 км/ч. Снижение производилось вне видимости земли, не зная своего точного местонахождения.
    КВС интуитивно предполагал, что самолет находится правее ЛЗП 10-15 км и под ним долина реки Сеймчан, на которую он неоднократно выходил в предыдущих полетах на Сеймчан. Фактически самолет находился от ЛЗП на расстоянии 25 км строго в створе с группой гор с наивысшей точкой рельефа 1554 м. Второй пилот и и.о. нач. а/п Зырянка рекомендовали КВС прекратить снижение, но тот приказал им не вмешиваться, заявив, что знает эту трассу лучше, чем они. На высоте 1 200 м по стандартному давлению второй пилот увидел в непосредственной близости землю, крикнул: «Впереди земля» и одновременно взял штурвал полностью на себя и дал левую ногу. И.о. нач. а/п также резко взял штурвал командира на себя. В 04:50 (12:50 местного вр.) самолет на скорости около 140-160 км/ч ударился о склон горы крутизной 45-50°. Основной удар произошел нижней передней частью самолета до 8-го шпангоута. Остановка самолета была почти мгновенной. Затем он сполз вниз по склону на 40 м и, зацепившись правой частью стабилизатора за противоположный склон распадка, остановился полностью разрушенным.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилась недисциплинированность КВС, нарушившего минимум погоды по трассе и допустившего самовольное снижение самолета вне видимости земли в горной местности при незнании своего местонахождения.
    Способствующая причина: отсутствие активного руководства полетом самолета со стороны службы движения а/п Сеймчан при ограниченном радиусе действия РЛС контроля в направлении трассы.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.