|
|
|
Катастрофа Ли-2 Якутского управления ГВФ (46 АТО) близ а/п Хандыга |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 03 мая 1952 г.
Время: 08:14
Страна: СССР
Место происшествия: Якутская АССР, 95 км северо-западнее а/п Хандыга
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-Л4602
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Якутское территориальное управление ГВФ, 46 ато
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 46 ато произвел взлет в Якутске в 06:47 мск. На борту находился груз весом 1 635 кг, состоящий из почты, запчастей, труб, цемента и сундуков. Выданный прогноз погоды по маршруту Якутск-Оймякон от 07:00 до 11:00 предусматривал: облачность 9-10 баллов, слоисто-дождевая, слоисто-кучевая высотой 300-600 м, осадки, в облаках и в осадках обледенение. На второй половине маршрута (перевал-Оймякон) – уменьшение облачности до 3-7 баллов слоисто-кучевой высотой 1000-1500 м, средняя, без осадков, видимость более 10 км. Ветер юго-восточный 20-30 км/ч. По пункту посадки Оймякон с 10:00 до 11:00 - облачность 2-5 баллов слоисто-кучевая высотой 1000-1500 м, видимость более 10 км, ветер северо-восточный 1-4 м/с. Последняя связь экипажа с а/п Хандыга состоялась в 08:04. В дальнейшем экипаж на связь не выходил и на запросы не отвечал. Самолет обнаружен 11 мая в 95 км северо-западнее а/п Хандыга-Теплый Ключ с азимутом 330° на северо-западном склоне первой горы Верхоянского хребта разрушенным и сгоревшим. Столкновение с горой с МК=93° произошло на высоте 1 200 м. Зацепив правой плоскостью за гору и потеряв ее, самолет развернулся и ударился о гору носовой частью. Затем он сполз вниз на 100-120 м по склону в ущелье.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л4602 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
сентябрь 1948 г. |
Заводской номер ВС |
4607 |
Наработка ВС (часы) |
2284 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
6211-332 6211-2188 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Якутское территориальное управление ГВФ, 46 ато |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Якутск |
Пункт назначения |
Хандыга |
Начальный пункт маршрута |
Якутск |
Конечный пункт маршрута |
Аллаиха |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Экипаж был запланирован на рейс в Верхоянск, который из-за отсутствия данных о погоде был отменен. Начальник штаба 46 ато по предложению начальник УРДС а/п Якутск самовольно назначил экипаж на данный рейс, на незакрепленную за ним трассу. Готовность экипажа к полету никем не проверялась. Дежурный синоптик выдал экипажу бюллетень прогноза погоды с устаревшими и неправильными прогнозом и фактической погодой. Данный прогноз, составленный за 04:15, предусматривал ветер на высоте 3 000 м 160° 40 км/ч. Фактически, ветер на высоте 3 600 м имел юго-западное направление. Предусмотренная прогнозом видимость на первом участке пути 1-2 км фактически была менее 1 км не только на первой половине пути, но и в начале второй половины пути. Прогноз ветра, выданный АМСГ для штурманского расчета, 100° 35 км/ч на высоте 3 000 м в течение дня не корректировался синоптиками. Аэронавигационный расчет, составленный экипажем, производился по этим данным. Таким образом, расчетный угол сноса составлял 3°. Фактический угол сноса был 13-15°. Расчетная путевая скорость составляла 210 км/ч, фактическая - 240-290 км/ч. Прогноз погоды по пункту посадки экипажу выдан не был из-за отсутствия сведений о погоде в Хандыге. Нач. а/п Якутск дал разрешение на вылет, не проконсультировавшись в АМСГ о состоянии погоды по маршруту. Дав устное распоряжение о посадке в Хандыге (Оймякон не обеспечивал заправкой), он подписал разрешение на полет без прогноза погоды в а/п Хандыга. Зная, что на маршруте будут сложные метеоусловия, контроля за полетом не установил. После взлета экипаж доложил занятие эшелона 3 600 м визуально. Связавшись с Хандыгой, он получил погоду за 07:30 – облачность 10/0 баллов, средняя, видимость 50 км, ветер юго-восточный 6 м/с. Получив хорошую погоду, экипаж решил снизиться до низшего эшелона 1 200 м, предполагая выйти из облачности и полагая, что по расчету самолет находится в районе Хандыги, а по пеленгам – на ЛЗП. Фактически самолет находился в 95 км северо-западнее Хандыги. Идя на эшелоне 1 200 м в облаках, которые вызывали помехи в радиосвязи и неустойчивые показания радиокомпаса, самолет в 08:14 (по найденным часам) столкнулся с горой. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причинами катастрофы являются
1) Неоправдавшийся прогноз погоды, выданный АМСГ Якутска.
2) Плохая организация, руководство и обеспечение безопасности полета со стороны командования а/п Якутск.
3) Грубое нарушении НПП ГА-51 в части организации и подготовки экипажей и полетов со стороны командования 46 ато.
4) Недисциплинированность КВС, нарушившего НПП ГА-51.
5) Передаваемые на борт пеленги были неправильными и дезориентировали экипаж о местонахождении самолета. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|