В 13:35 21 августа 1941 г. самолет DC-3 URSS-H авиагруппы особого назначения (командир корабля, Герой Советского Союза В. Гризодубова) вылетел из Москвы в Киев с посадкой в Харькове со спецгрузом для фронта. В а/п Харьков экипаж прибыл в 16:35. Ввиду нехватки светлого времени суток, было принято решение переночевать в Харькове и вылететь в Киев рано утром 22 августа. В 17:35 дежурный по а/п Харьков передал распоряжение из ЦДС Москвы, чтобы груз был немедленно доставлен. Поэтому в 17:41 самолет вылетел в Киев и произвел посадку на а/д Бровары в 19:15. После разгрузки диспетчер а/п Киев предложил командиру корабля вылететь на ночевку в Миргород, мотивируя тем, что ночевка в Киеве очень опасна для самолета. Отдавая распоряжение о вылете в Миргород, диспетчер предупредил, что этот аэропорт является базовым для авиагруппы и обеспечит прием самолета в темноте. Он указал место расположения аэродрома по отношению к городу и вокзалу, но не указал о наличии препятствий на полосе подходов к летному полю.
Экипаж с 20 пассажирами (военврачи с фронта и фельдсвязисты) в 19:35 вылетел из а/п Киев в Миргород. Выпустив самолет, диспетчер а/п Киев не добился связи с а/п Миргород, не оповестил его о вылете самолета и необходимости организации приема в темноте, вследствие чего самолет никто не встречал и работников аэропорта к моменту прилета самолета в аэропорту не было.
В 20:40 самолет прибыл в район а/п Миргород. Сделав несколько кругов над аэродромом и не имея никаких сигналов с земли, экипаж принял решение производить посадку в темноте при наличии освещения только одной правой фары (левая фара за 20 минут до посадки вышла из строя – вероятно, перегорела лампа). Не имея данных о наличии препятствий вокруг аэродрома, Гризодубова производила заход и расчет на посадку через радиомачты, находящиеся на полосе подходов к аэродрому. Вследствие темноты и слабого освещения от одной фары, радиомачты были замечены только в непосредственной близости от носа самолета. Командир корабля энергично выхватила самолет из угла планирования, одновременно переведя его в левый крен, чем предотвратила лобовой удар самолета о мачты, но на этом маневре была потеряна скорость и самолет стал неуправляем рулями. Потеряв скорость, самолет с высоты 10-15 м перешел на нос и правое крыло и в таком положении ударился о землю сначала правым колесом шасси и правой консолью крыла, затем левым колесом шасси. Обе верхние фермы шасси от сильного удара сломались. Самолет на сломанном шасси продвинулся по земле 40 м, развернулся на 90° и остановился. Экипаж и пассажиры невредимы. Самолет подлежит ремонту.
|