Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8АМТ а/к СКОЛ в районе Сабетты
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 февраля 2020 г.
Время:  16:06
Страна:  Россия
Место происшествия:  Тюменская область, Ямало-Ненецкий АО, район а/п Сабетта
Тип ВС:  Ми-8АМТ
Регистрация ВС:  RA-24636
Авиакомпания:  СКОЛ
 


Описание
    Экипаж выполнял транспортный полет по заявке ООО "Газпромнефть-Гео" с посадочной площадки Лескинского лицензионного участка (северо-восточная часть Гыданского полуострова, Красноярский край) в а/п Сабетта (Тюменская область, ЯНАО).
    При заходе на посадку в сложных, несоответствующих ПВП метеоусловиях, с магнитным курсом 217° (ВПП 22) вертолет в снижении столкнулся с землей в тундре со снежным покровом около 40 см, на траверзе ВПП, в 423 м левее ее осевой линии. Первое касание земли произошло в полете с курсом 250°, без крена, с небольшим углом тангажа на пикирование, передней опорой шасси и нижней частью пилотской кабины. Затем произошло касание колесами основных стоек шасси. В процессе дальнейшего движения по земле вертолет скапотировал и опрокинулся на втулку несущего винта. КВС и бортмеханик погибли. 4 пассажира и второй пилот получили легкие ранения. Вертолет находится на траверзе рулежной дорожки А в 591 м с Аи=110° от КТА.
    Фактическая погода в а/п Сабетта при контрольном замере после АП: горизонтальная видимость 200 м, вертикальная видимость 60 м, видимость на ВПП 225 м, переохлажденный туман, ветер 220° 5 м/с.
    При расследовании установлено: данный полет по заявке заказчика два дня подряд переносился по метеоусловиям. В день происшествия экипаж вылетел из а/п Сабетта в пос. Сабетта, где взял на борт пассажиров заказчика и доставил их на посадочную площадку Лескинского ЛУ. После стоянки длительностью около 3 часов вертолет с теми же пассажирами на борту вылетел в обратный полет в а/п Сабетта. Прогнозы погоды по маршруту и на а/д Сабетта не препятствовали принятию решения на вылет по ПВП. В полете на борт был передан корректив к прогнозу погоду, предусматривавший ухудшение метеоусловий в а/п Сабетта ниже установленного минимума для ПВП (видимость 1000 м, высота облачности 100 м). Через 3 минуты, на удалении 67 км от а/п Сабетта, диспетчер передал экипажу информацию о фактической погоде в аэропорту: видимость 200 м, переохлаждены туман, и рекомендовал произвести посадку на п.п. Салмановский Причал. Данная видимость не соответствовала минимумам для имеющихся в аэропорту инструментальных систем захода на посадку. Кроме того, КВС (налет в должности 1139 часов) допуска к полетам в приборных условиях не имел.
    Экипаж изменил курс полета и в течение около 8 минут выполнял полет до п.п. Салмановский Причал. Затем диспетчер передал экипажу корректив к прогнозу погоды по а/п Сабетта, предусматривающий временами видимость 2100 м. На основании этой информации КВС решил продолжать полет до Сабетты для выполнения посадки по фактической погоде, хотя при этом фактическая и прогнозируемая погода на аэродроме посадки были ниже минимума ПВП. Несмотря на отсутствие допуска к ППП и инструментальным заходам на посадку экипаж рассчитывал производить заход на посадку по ILS. При этом второй пилот (209 часов налета на Ми-8, общий налет 259 часов) ошибочно вместо частоты ILS (108,9 МГц) настроил частоту VOR (111,0 МГц), что в дальнейшем не позволило принимать сигнал ILS. О наличии на аэродроме ОПРС и возможности заходить на посадку по приводам экипаж не знал.
    Установив связь с диспетчером а/п Сабетта, экипаж получил от него данные о фактической погоде, не соответствующие ПВП: горизонтальная видимость 200 м, видимость на ВПП 250х225х250 м, вертикальная видимость 50 м. Несмотря на это, КВС продолжал полет в направлении аэродрома. Диспетчер, в свою очередь, не заострял внимания экипажа на несоответствии погоды ПВП и не рекомендовал рассмотреть необходимость ухода на запасной аэродром. Вместо имеющейся на борту штатной бортовой многофункциональной системы (БМС) навигация велась по нештатному оборудованию – планшетному компьютеру с установленной программой для навигации SmartSky. Навигацию вел малоопытный второй пилот. Достаточными практическими навыками работы с системой БМС никто из членов экипажа не обладал. Система SmartSky не обеспечивала достаточной точности навигации. Из-за невысокого разрешения установленных в этой системы карт второй пилот установил координаты точки четвертого разворота со значительной погрешностью. Также в настройках программы пороговое значение прохождения поворотных пунктов маршурта было установлено равным 1 км. Вследствие этих факторов экипаж начал выполнение четвертого разворота преждевременно. В результате вертолет вышел из четвертого разворота на курс, близкий к посадочному, с боковым уклонением от оси ВПП примерно на 1 км влево. В это время на связь с экипажем вышел диспетчер а/д Сабетта и передал фактическую погоду. Погода была без изменений (не соответствовала ПВП). Экипаж принял информацию и продолжил выполнение захода на посадку, приступив к снижению. Диспетчер дважды информировал экипаж о значительном левом уклонении от оси ВПП. КВС немного довернул вправо. Боковое уклонение уменьшилось, но по-прежнему оставалось значительным (около 500 м). Диспетчер снова информировал экипаж о фактической видимости и в третий раз повторил информацию о боковом уклонении. Второй пилот продублировал доклад диспетчера без озвучивания информации о боковом уклонении 500 м. КВС продолжал снижение. Второй пилот докладывал удаление от КТА, но докладов о том, что ВС находится левее полосы, не было. По его объяснению, он в это время прекратил смотреть на экран планшетного компьютера и вел визуальную ориентировку. Не установив визуального контакта с наземными ориентирами, КВС вместо ухода на второй круг продолжил снижение ниже высоты принятия решения. Все члены экипажа в это время «искали землю». Контроль за высотой полета и вертикальной скоростью снижения отсутствовал. Через 16 секунд после пролета высоты принятия решения произошло столкновение ВС с землей.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 2
Пассажиры 7 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/0d5/report_ra-24636.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8АМТ
Регистрационный номер (id) ВС RA-24636
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 03.06.2019
Заводской номер ВС 8AMT00643187747U
Наработка ВС (часы) 84
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания СКОЛ
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Сабетта
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Сабетта


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение
    Причиной АП с вертолетом Ми-8АМТ RA–24636 явилось принятие КВС решения о производстве посадки на а/д Сабетта в метеоусловиях, не соответствующих ПВП и уровню подготовки экипажа, что привело к неконтролируемому снижению и столкновению ВС с земной поверхностью.
    Способствующими факторами явились:
    - невыполнение экипажем положений Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа вертолета Ми-8 в части распределения обязанностей, контроля местоположения и параметров полета ВС при заходе на посадку;
    - недостаточной уровень управления ресурсами экипажа;
    - недостаточный уровень подготовки и отсутствие практических навыков использования экипажем штатных бортовых средств навигации и системы предупреждения о приближении земли и, как следствие, отсутствие их комплексного использования в полете;
    - психологическая доминанта у экипажа о производстве посадки именно на а/д Сабетта, сформировавшаяся из-за задержки рейса на двое суток и «неформальных» отношений с представителями Заказчика, находившимися на борту.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2022, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.