Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8АМТ а/к КрасАвиа в Байките
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  25 декабря 2019 г.
Время:  12:13
Страна:  Россия
Место происшествия:  а/п Байкит
Тип ВС:  Ми-8АМТ
Регистрация ВС:  RA-22720
Авиакомпания:  КрасАвиа
 


Описание
    Экипаж выполнял рейс по перевозке служебных пассажиров заказчика (работников нефтедобывающей компании) из а/п Байкит на посадочные площадки ЦПС и К-219.
    После получения на контрольное висение и перемещение на ВПП с места стоянки КВС отделил вертолет от земли, развернул его влево в сторону полосы и на высоте 5-7 м переместил вертолет на ВПП. При этом образовался снежный вихрь. После пролета осевой линии ВПП КВС приступил к развороту вертолета на взлетный курс, отклонив правую педаль вперед, плавно увеличивая тангаж на кабрирование и общий шаг НВ. Вертолет пересек левый край ВПП, находясь в правом развороте. Находясь над нерасчищенной частью посадочной площадки в 7 м левее края ВПП, КВС ручкой циклического шага увеличил угол тангажа на пикирование. Не выполнив устойчивого висения, он доложил о его выполнении и готовности к взлету. Находясь в 1 м от снежного бруствера, расположенного в 15 м от левого края ВПП, пилот начал разгон скорости для взлета по-вертолетному, с использованием "воздушной подушки". Вертолет, находясь на высоте 13 м, пересек границу снежного бруствера и продолжил разгон скорости над снежной целиной с рыхлым снегом глубиной 0,5-0,7 м. Возник сильный снежный вихрь, в котором КВС потерял пространственную ориентировку и допустил увеличение угла тангажа на пикирование с переходом ВС на снижение. После срабатывания светосигнального табло «Тангаж» и команды второго пилота «Тангаж смотри» КВС резко взял РЦШ на себя. Менее чем через секунду вертолет с путевой скоростью около 70 км/ч пилотской кабиной столкнулся со снежным бруствером из уплотненного снега. Началось резкое развитие крена. Вертолет практически перевернулся, коснувшись земли втулкой несущего винта. После удара втулкой винта вертолет прекратил движение и остановился в нормальном положении (на стойках шасси), носом к полосе с МК=334°. Вертолет получил значительные повреждения. КВС получил ранения. Один пассажир сломал ногу.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 21 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/b43/report_ra-22720.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8АМТ
Регистрационный номер (id) ВС RA-22720
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 27.09.2017
Заводской номер ВС 8AMT00643177660U
Наработка ВС (часы) 1335
Наработка ВС (циклы) 2438
Силовая установка К7887217240 3877882402102


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания КрасАвиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Байкит
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Байкит
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с вертолетом Ми-8АМТ RA-22720 произошло из-за потери экипажем пространственной ориентировки в процессе разгона скорости на взлете при попадании в условия сильного снежного вихря, что привело к несоразмерному отклонению РЦШ в направлении «от себя», увеличению угла тангажа на пикирование, переходу вертолета на снижение и столкновению с земной поверхностью.
   
    Наиболее вероятно, авиационному происшествию способствовали следующие факторы*:
    несоответствие маркировки участков сопряжения РД и ВПП Плану дневной маркировки искусственных покрытий аэропорта «Байкит»;
    спешка, вызванная стремлением КВС завершить выполнение полетного задания до наступления темного времени суток;
    необоснованный выбор экипажем вида взлета (по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки);
    перемещение вертолета с места стоянки методом подлета на ВПП (при отсутствии в РПП авиакомпании анализа рисков и путей их снижения при выполнении полетов со стоянки № 5 п. п. Байкит) в условиях умеренного снежного вихря, значительно затрудняющего определение местоположения вертолета относительно визуальных ориентиров, что, в свою очередь, привело к выходу вертолета за рабочую поверхность ВПП и выполнению взлета над участком со слабозакрепленным снежным покровом глубиной более 0.5 м в условиях сильного снежного вихря;
    недостаточное взаимодействие членов экипажа и невыполнение положений РЛЭ и инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа по переходу на полет по приборам при попадании в условия сильного снежного вихря.
    Содержание п. п. Байкит в зимний период (в том числе недостаточная степень очистки летной полосы и наличие снежного бруствера на расстоянии около 15 м от боковой границы ВПП, за которым находился слабозакрепленный снежный покров) не соответствовало положениям имевшихся документов. В то же время, обстоятельства аварийного полета (выполнение взлета на расстоянии около 26 м от боковой границы ВПП), не дают Комиссии по расследованию возможности однозначно оценить влияние данного фактора на исход полета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.