Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение Ан-24РВ Дальневосточного УГА и Ту-16К в районе Завитинска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 августа 1981 г.
Время:  15:21
Страна:  СССР
Место происшествия:  Амурская область, Завитинский район, 70 км восточнее а/д Завитинск, 50°01’ 10" СШ, 130°28’ 00" ВД
Тип ВС:  Ан-24РВ
Регистрация ВС:  СССР-46653
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, Сахалинское ПО
Рейс:  811
 


Описание
    Экипаж 147 летного отряда выполнял рейс №811. Взлет в а/п Комсомольск-на-Амуре произведен в 07:56 мск (14:56 мест. вр.) с задержкой на 4 часа по метеоусловиям. На борту находилось 26 взрослых пассажиров и 1 ребенок маленький. Информация о вылете поступила в соответствии с табелем сообщений в АДП Благовещенска. В 08:30 диспетчер ВРЦ Архара получил от диспетчера Хабаровского РЦ расчетное время и эшелон входа Ан-24 в зону ответственности ВРЦ (в 08:55 на эшелоне 5 400 м). В 08:57 экипаж доложил диспетчеру ВРЦ Архара о входе в зону. Диспетчер подтвердил вход в зону, сообщив экипажу местонахождение самолета – удаление 225 км с азимутом 42° от а/п Архара, и разрешил следовать на эшелоне 5 400 м с докладом пересечения воздушной трассы Хабаровск – Москва.
    Перед заступлением на дежурство в 02:00 диспетчеру была доведена информация о плане полетов ведомственной авиации в районе ответственности Благовещенского РЦ. В планах было указано, что при полетах с а/д Завитинск участок трассы МВЛ Бурея – Чегдомын будет пересекаться военными самолетами на высотах 4200-4500 м в 9, 14 и 19 часов.
    В 09:07 экипаж доложил о пересечении трассы Хабаровск – Москва на эшелоне 5 400 м. Диспетчер подтвердил пересечение и сообщил экипажу местонахождение – удаление 162 км с азимутом 37°. В 09:15 диспетчер ВРЦ повторно сообщил экипажу местонахождение – удаление 112 км с азимутом 32°. На последующие вызовы экипаж диспетчеру не ответил.
    В соответствии с заявкой в/ч два самолета Ту-16К (позывные 07034 и 07514) 303 тбап 55 тбад 30 ВА ВГК должны были выполнить маршрутный полет с целью разведки погоды. Заявка на полет была рассмотрена в ЗЦ Хабаровска, подтверждена без изменений и направлена в военный сектор РЦ (ВС РЦ) Благовещенска, который разработал порядок пролета МВЛ на 4200-4500 м и сообщил об этом в гражданский сектор РЦ (ГС РЦ). Подтверждение заявки было передано ВС РЦ Благовещенска в штаб дивизии и на а/д Завитинск. При этом порядок пролета МВЛ сообщен не был, а заявка предусматривала набор высоты с 4200-4500 м от ИПМ Бахирево до 7800-8100 м к точке с координатами 49°35’ СШ, 132°0’ ВД. Таким образом, заявкой предусматривался полет с переменным профилем и пересечением МВЛ. В 09:00 и 09:01 самолеты Ту-16К произвели взлет с а/д Завитинск. ИПМ Бахирево они прошли в 09:18 на высоте 4200-4500 м, левее на 6 км, и приступили к последующему набору высоты по маршруту. В 09:21:07 (15:21 мест. вр.) ведомый Ту-16К (07514, заводской номер 6203106) на высоте 5 220 м в 70 км восточнее а/д Завитинск столкнулся с Ан-24. Столкновение произошло днем, за облаками, при хорошей освещенности и видимости более 10 км в 3 км за пределами участка трассы Чегдомын-Бурея. При столкновении оба самолета полностью разрушились, упали на землю в таежной местности и сгорели. На третий день поисковой операции в тайге обнаружена живой пассажирка Савицкая Л.В., 1961 г.р., получившая легкие ранения (растяжение связок левого голеностопного сустава, ссадины и ушибы в области лица). Остальные пассажиры и члены экипажей обоих самолетов погибли.
    Прогноз погоды по маршруту Комсомольск-на-Амуре – Благовещенск с 7 до 13 часов мск: погода определяется ложбиной, связанной с глубоким циклоном, облачность 5-8 баллов, разорвано-дождевая высотой 300-500 м и 10 баллов кучево-дождевая, верхняя кромка 4000-5000 м, средняя, верхняя, с верхней кромкой 7000-8000 м, в облаках умеренная болтанка, слабое обледенение. Ветер в слое 5000-6000 м - 160-180° 50-70 км/ч.
    Обломки Ан-24 разбросаны в юго-западном направлении на удалении 1020 м от точки столкновения (разброс- 2500х900 м) в болотистой, горно-лесистой местности. Самолет при столкновении разрушился в воздухе на следующие основные части: - крыло с левым двигателем, левой стойкой шасси и мотогондолой; - носовую часть фюзеляжа до шпангоута №10, фонарь пилотской кабины до шпангоута №7 – 200 м (здесь и далее расстояние от места падения левого крыла); - правый двигатель с частью мотогондолы – 250 м; - верхнюю часть фюзеляжа от 7 до 19 шпангоута – 300 м; хвостовую часть фюзеляжа от 37 до 45 шпангоута – 1800 м; нижнюю часть фюзеляжа от 20 до 34 шпангоута – 1900 м; - нижнюю часть фюзеляжа с 11 по 19 шпангоуты – 2100 м; - обшивку верхней части фюзеляжа с 23 по 31 шпангоуты; - отдельные элементы планера, двигателей, оборудования и систем самолета.
    Обломки Ту-16 разбросаны в юго-восточном направлении на удалении около 2 000 м от точки столкновения. При ударе о землю самолет взорвался и сгорел. При столкновении от самолета в воздухе отделились: кабина Ф-2 по шпангоут №12 (находится в 1 400 м от места падения самолета) и консоль правого крыла по нервюру №17 (находится в 4 км от места падения самолета).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 27 26
На земле   0
Всего погибших 37


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24РВ
Регистрационный номер (id) ВС СССР-46653
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 02.05.1974
Заводской номер ВС 47309204
Наработка ВС (часы) 12828
Наработка ВС (циклы) 8397
Силовая установка Н47622050 Н4312062


Сведения о рейсе

Номер рейса 811
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, Сахалинское ПО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Комсомольск-на-Амуре
Пункт назначения Благовещенск
Начальный пункт маршрута Южно-Сахалинск (Хомутово)
Конечный пункт маршрута Благовещенск


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы:
    1) Группа руководства полетами а/д Завитинск во время предполетной подготовки перед заступлением на смену не произвела анализ и оценку воздушной обстановки в районе ответственности в части получения информации об эшелонах и времени пролета через район аэродрома транзитных самолетов. Руководитель полетов а/д Завитинск не использовал радиолокационные средства для контроля за полетом самолетов Ту-16, что оказало прямое влияние на возникновение аварийной ситуации.
    2) Командование объединения не обеспечило соответствие инструкции по производству полетов (ИПП) на а/д Завитинск требованиям ОПП-77, ИПП и УВД на территории военного округа и совместной директивы ВВС-МГА, что также оказало влияние на обеспечение безопасности полетов в районе данного аэродрома.
    3) Командование ВВС военного округа не организовало внесение необходимых изменений в ИПП и УВД на территории округа в части планирования и обеспечения полетов ВС Министерства обороны, происшедших в связи с созданием и функционированием с февраля 1980 г центров ЕС УВД.
    4) Взаимодействие военных и гражданских секторов ЗЦ ЕС УВД Хабаровска и РЦ ЕС УВД Благовещенска в части взаимной информации о воздушной обстановке в зонах и районах ответственности организовано недостаточно.
    5) Порядок пролета МВЛ Чегдомын-Бурея на высоте 4200-4500 м, отработанный в ВС РЦ Благовещенска, не был доведен до штаба дивизии.
    6) Временное положение о центрах ЕС УВД, Инструкция по взаимодействию между гражданскими и военными секторами ЗЦ и РЦ ЕС УВД, а также табель сообщений о движении ВС МГА не предусматривают обмена информацией между гражданскими и военными секторами центров по вопросам задержек с вылетами самолетов, фактического времени вылета, расчетного времени входа в районы ответственности РЦ ЕС УВД, а также пролета транзитом районов ведомственных аэродромов. В результате этого ВС РЦ не было известно он наличии самолета Ан-24 на участке МВЛ Чегдомын-Бурея. В свою очередь, ВС РЦ Благовещенска не проинформировал ГС РЦ о времени фактического вылета самолетов Ту-16, так как это не было предусмотрено Инструкцией по взаимодействию.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Причинами столкновения самолетов явились неудовлетворительные организация и руководство полетами в районе а/д Завитинск и несоответствие ИПП в этом районе требованиям ОПП-77.
    Столкновению самолетов способствовало нечеткое взаимодействие между гражданским и военным секторами центров ЕС УВД, управлявшими полетами этих самолетов, и несоответствие требованиям ОПП-77 порядка передачи информации в пункты УВД, установленного табелем сообщений, о движении воздушных судов гражданской авиации.


Дополнение

Сведения об экипаже     КВС Миргородский Александр Васильевич
    второй пилот Шевелев Валерий Григорьевич
    штурман Крыжановский Федосий Иванович
    бортмеханик Димитриев Николай Иоанович
    бортпроводник Борисова Галина Петровна
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2014, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.