Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ли-2 МТУ СП и МВЛ ГВФ в а/п Харьков
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  23 июня 1964 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Харьков
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-71161
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское транспортное управление авиации СП и МВЛ ГВФ, Курский ОАО
 


Описание
    Экипаж Курского ОАО Московского теруправления СП и МВЛ ГВФ в составе командира корабля, второго пилота, бортмеханика и бортрадиста выполнял рейс по маршруту Херсон – Днепропетровск – Харьков – Курск.
    В 16:13 самолет вошел в зону а/п Харьков и экипаж получил условия подхода и метеоусловия: облачность 10/3 баллов, кучевая, видимость 4 км, пыль, ветер 360° 8 м/с порывы до 15 м/с, давление 746,8 мм рт.ст.
    Диспетчер КДП передал на борт экипажу два посадочных курса – вначале 83° (это соответствовало основному старту), а затем 10° на грунт. Это указание противоречило требованиям инструкции по производству полетов, так как посадка самолетов Ли-2 в а/п Харьков с этим курсом не предусмотрена ввиду ограниченных размеров летного поля.
    Диспетчер СКП, зная, что посадка самолетов Ли-2 с курсом 10° запрещена, передал экипажу другой посадочный курс – 40°, о чем получил от экипажа подтверждение.
    В это время на аэродроме с МК=263°, против старта и без связи, произвел вынужденную посадку реактивный самолет ВВС. По этой причине диспетчер СКП, без разрешения руководителя полетов, оставил свое рабочее место и выехал к реактивному самолету, хотя необходимости в этом не было.
    Стартер самовольно, без доклада диспетчеру СКП, развернул посадочный знак против ветра, с курса 40° на курс 350°. Подойдя к аэродрому и не видя посадочного знака, экипаж с разрешения СКП выполнил контрольный круг. После этого помощник диспетчера СКП дал экипажу разрешение производить посадку строго у посадочного знака дополнительно выложенного старта, не указав курса, так как был уверен, что посадочный знак выложен с курсом 40°. Фактически он был выложен с МК=350° и длина полосы была 750 м.
    Экипаж, получая противоречивые курсы посадки, не уточнил основного посадочного курса и, выполняя последнюю команду СКП, стал производить заход на посадку согласно выложенному старту с МК=350°.
    Командир корабля при посадке допустил халатность: приземление самолета произвел на повышенной скорости в двухточечном положении при выпущенных щитках только на 17°, ввиду чего самолет пробежал 370 м, не опуская хвост. Положение усугубилось еще и тем, что командир корабля поздно и неэффективно применил торможение самолета, уже находившегося в трехточечном положении, используя тормоза только частично (импульсами), что, естественно, нужного результата не дало.
    В конце пробега, на расстоянии 50 метров от препятствий, командир корабля, во избежание столкновения, увеличил мощность правому двигателю и развернул самолет влево, однако самолет попал в канаву глубиной 1…2 метра и потерпел аварию. Экипаж невредим.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-71161
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1945
Заводской номер ВС 18419908
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское транспортное управление авиации СП и МВЛ ГВФ, Курский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Днепропетровск
Пункт назначения Харьков
Начальный пункт маршрута Херсон
Конечный пункт маршрута Курск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами аварии самолета Ли-2 являются:
    1) халатность и ошибка в технике пилотирования при посадке самолета, допущенные командиром корабля, выразившиеся в том, что он произвел приземление самолета на повышенной скорости и в двухточечном положении, без выпуска щитков полностью, в результате чего не смог своевременно применить торможение самолета.
    2) Неудовлетворительная организация приема самолета в а/п Харьков со стороны службы движения и руководства Харьковского ОАО, которые не сделали должных выводов по улучшению руководства приемом самолетов из имевших место аналогичных летных происшествий в а/п Харьков в 1962 г.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.