|
|
|
Особое происшествие с Ту-114 МУТА ГВФ в а/п Внуково |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: чрезвычайное происшествие
Дата: 07 августа 1962 г.
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Москва (Внуково)
Тип ВС: Ту-114
Регистрация ВС: СССР-76479
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ)
|
|
|
|
|
Описание |
Самолет Ту-114 №76479 МУТА ГВФ прибыл 6 августа 1962 г в а/п Внуково рейсом №902 из Хабаровска. В этот же день он обслужен по регламенту послеполетного техобслуживания сменой №3 цеха №4 ЛЭРМ Внуково. После проведения послеполетного обслуживания самолет поставлен в наряд на 7 августа.
Утром 7 августа самолет перед рейсом обслуживался сменой №2 цеха №4 ЛЭРМ Внуково. Согласно записям в бортжурнале и показаниям технического состава, никаких работ с переключением управления шасси не проводилось и не предусматривалось регламентами послеполетного и предполетного обслуживания, а, следовательно, крышка переключателя не должна была открываться.
На самолет прибыл бортинженер для предполетного осмотра и опробования двигателей. Не убедившись, что переключатель управления шасси стоит в положении «нейтрально» и не выяснив причины выключения автоматов защиты сети на панели летчиков, он включил два верхних ряда АЗС, расположенных на указанной панели, в том числе АЗС управления электродвигателями шасси. После включения АЗС бортинженер почувствовал незначительное передвижение самолета. Услышав крик авиамеханика: «Убирается шасси!», он перевел переключатель управления шасси в положение «нейтрально», но приостановить уборку шасси не удалось. Основные ноги шасси продолжали складываться на уборку, при этом разрушились стабилизирующие подкосы и другие элементы шасси. Передняя нога шасси осталась в выпущенном положении, а самолет упал на фюзеляж и плоскости. В момент происшествия вес самолета с полной заправкой топлива составлял 148000 кг.
В результате падения на бетон самолет получил значительные повреждения и восстановлению не подлежит:
- излом фюзеляжа между 31-33 шпангоутами;
- разрушение нижней части фюзеляжа, начиная от 72 шпангоута до хвостовой опоры включительно;
- разрушение правой части стабилизатора и руля высоты;
- деформация мотогондол двигателей и гондол шасси;
- деформация и частичное образование трещин на силовых элементах крыла;
- на больших участках обшивки фюзеляжа и крыла имеются остаточные деформации в виде гофра и деформации продольных и поперечных элементов конструкции;
- разрушена и деформирована проводка управления;
- разрушены силовые элементы основных ног шасси.
Кем был установлен в положение «уборка» переключатель управления шасси установить не удалось.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
0 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
чрезвычайное происшествие |
Фаза полета |
на стоянке |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ту-114 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-76479 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1962 |
Заводской номер ВС |
62М445 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ) |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основной причиной складывания шасси самолета явилось невыполнение бортинженером требований «Временного РЛЭ и техники пилотирования Ту-114» при предполетной подготовке самолета, выразившееся в том, что он не проверил положение переключателя управления шасси и включил автоматы защиты сети на щитке, не выяснив причины их выключения.
Способствующие причины:
1) Конструктивные недостатки:
- отсутствие на самолете Ту-114 устройства, исключающего уборку шасси на стоянке в случае включения питания на электродвигатели шасси МПШ-18МТ;
- наличие небольшого угла отклонения переключателя управления шасси от положения «нейтрально» в стороны положений «уборка» и «выпуск», затрудняющее определение его истинного положения на панели;
- окраска переключателя управления шасси в черный цвет, не выделяющая его на черной панели;
- отсутствие фиксации гашетки переключателя управления шасси в нейтральном положении.
2) Отсутствие должной организации и порядка при техническом обслуживании самолетов в ЛЭРМ Внуково.
3) Безответственное отношение к проверке знаний, подготовки бортинженеров и допуска их к самостоятельной работе в подразделениях, эксплуатирующих самолеты Ту-114.
4) Отсутствие должного контроля со стороны руководства МУТА ГВФ за технической эксплуатацией и организацией технического обслуживания самолетов Ту-114.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
После происшествия издан приказ начальника ГУ ГВФ о передаче самолета в качестве учебного экспоната в Киевский институт ГВФ. Приказ впоследствии отменен в связи с невозможностью транспортировки самолета из Москвы в Киев. |
Источники информации |
|
|
|
|
|
|