Экипаж выполнял транспортно-связной полет по маршруту а/п Чара - район реки Куда-Малая по обслуживанию оленеводческой бригады №5 совхоза «Чарский». Взлет в а/п Чара произведен в 06:26 мск. На борту находилось 5 пассажиров, в том числе двое детей, и 420 кг груза (домашние вещи). Посадка планировалась на стойбище бригады №5 в районе реки Куда-Малая. Полетный вес и центровка вертолета соответствовали установленным нормам. Прогнозируемая и фактическая погода по району полета не препятствовали его выполнению.
На снижении при заходе на посадку в районе реки Куда-Малая днем в простых метеоусловиях произошел отказ продольного управления. Вертолет перешел в неуправляемое снижение, столкнулся со склоном горы крутизной около 45° на высоте 975 м в распадке реки Куда-Малая и полностью разрушился. Экипаж и пассажиры погибли. Пожара не было. Катастрофа произошла в 07:18 мск в 53 км с А=70° от н.п. Муя (56°39’30”СШ, 116°27’20”ВД).
Комиссия установила, что через 40 минут полета вертолет был переведен на снижение с высоты 2700 м. На 52-й минуте полета, на удалении 1,5 - 2 км от посадочной площадки, в процессе выполнения захода на площадку с целью ее осмотра у вертолета появились самопроизвольные колебания по тангажу, что привело к возникновению аварийной ситуации. С целью выполнения вынужденной посадки на относительно ровную площадку, расположенную в долине реки, экипаж выполнил левый разворот. Однако в силу потери продольного управления вертолет одновременно с входом в левый разворот самопроизвольно перешел на кабрирование с завалом автомата перекоса назад, что сопровождалось энергичным гашением поступательной скорости. В дальнейшем неуправляемый в продольном отношении вертолет под воздействием аэродинамических и инерционных сил и моментов перешел на пикирование, с большой вертикальной скоростью и отрицательным углом тангажа около 90° столкнулся с землей и разрушился.
При осмотре элементов конструкции вертолета на месте АП обнаружено рассоединение качалки продольного управления в добустерной части с качалкой управления командным золотником гидроусилителя БУ-10П продольного управления. Рассоединение произошло из-за выпадения соединительного болта. Организованными поисками болт, шайба, гайка и шплинт не обнаружены.
26 ноября 1987 г на данном вертолете на оперативной точке Чара производилась замена гидроусилителя продольного управления авиатехником, не имеющим допуска к самостоятельному выполнению этих работ, и без соответствующих на то указаний и контроля со стороны авиатехника-бригадира, ОТК и инженерного состава АТБ. На оперативной точке отсутствовали технология на замену гидроусилителя и тарировочные ключи для затяжки соединений. Прибывшим на оперативную точку (3 декабря) для контроля выполнения технического обслуживания по Ф-3 другим авиатехнтиком-бригадиром грубейшие нарушения требований технологических указаний на замену гидроусилителя своевременно выявлены не были, что и привело к отказу продольного управления в полете. Наработка гидроусилителя после замены составила 128 часов 35 минут.
Наиболее вероятной причиной выпадения соединительного болта комиссия рассматривала установку в соединении шплинта меньшего диаметра, чем требуемый, но подтверждения этому не найдено и в заключение комиссии эту формулировку было решено не включать.
|