Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 (владелец - частное лицо) в Лабинском районе Краснодарского края
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 июня 2019 г.
Время:  08:05
Страна:  Россия
Место происшествия:  Краснодарский край, Лабинский район, 4 км северо-восточнее ст. Чамлыкская
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  RA-14107
Авиакомпания:  Частное лицо
 


Описание
    Пилот выполнял АХР по обработке ядохимикатами полей агрофирмы «Мирагро». После очередного полета на обработку участков пилот производил заход на посадку на оперативную площадку на краю сельскохозяйственного поля для дозаправки топливом и химической жидкостью. По показаниям очевидцев, посадка отличалась от ранее выполненных 15 посадок подходом с большой поступательной и вертикальной скоростями. Пилот создал большой угол тангажа, допустив просадку вертолета, что привело к касанию земли хвостовым винтом. В результате произошло разрушение узла крепления хвостового редуктора и выход из зацепления шлицов концевого вала трансмиссии. Отсутствие компенсации крутящего момента несущего винта привело к левому вращению и опрокидыванию вертолета на правый борт. Непристегнутый ремнями пилот был выброшен из кабины через открытую правую дверь и задавлен вертолетом. Пожара не было. Катастрофа произошла в 4 км северо-восточнее ст. Чамлыкская (44°44'35'' CШ, 040°55'52'' ВД) в 08:05 местного времени на сельскохозяйственном поле, засеянном соей.
    При расследовании установлено, что в последнем полете правая дверь пилотской кабины была пилотом не закрыта (петли двери имеют характерные повреждения, а замок двери повреждений не имеет). Наиболее вероятно, в процессе правого разворота на посадочный курс (после 16-го полета) произошло открытие правой двери, пилот, опасаясь за вещи и/или документы, которые могли находиться на правом кресле или на полу и могли выпасть в открытую дверь, отстегнулся от привязных ремней и попытался не дать им выпасть. Таким образом, в процессе захода на посадку, вероятно, произошло отвлечение внимания пилота, сначала на открытую правую дверь, потом на расстегивание привязного ремня и на попытку не дать выпасть вещам. При этом пилот мог непроизвольно воздействовать на рукоятку управления циклическим шагом винта от себя (на пикирование), что привело к разгону скорости.
    Отвлечение внимания от пилотирования вертолетом привело к тому, что подход к месту посадки выполнялся с большими поступательной и вертикальной скоростями. Наиболее вероятно, пилот для исправления ошибки при заходе на посадку и недопущения перелета несоразмерно взял рукоятку управления циклическим шагом винта и ручку управления общим шагом на себя, что привело к резкому торможению вертолета с одновременным увеличение угла тангажа на кабрирование более 20°. При повышенных поступательных и вертикальных скоростях пилот не принял решения об уходе на второй круг, а необоснованно продолжал выполнение посадки.
    Создав большой угол тангажа, пилот допустил опасное опускание хвостовой балки. При этом потребная мощность двигателя для поддержания постоянных оборотов НВ стала больше располагаемой, что привело к падению оборотов НВ и просадке вертолета. В результате просадки произошел удар лопастями РВ о землю.
    Расследованием установлено, что сертификат летной годности вертолету Ми-2 RA-14107 не выдавался. Последняя запись в формуляре о наработке датирована мартом 1996 г. (снэ -2610 ч, ппр – 1117 ч). Срок действия пилотского свидетельства КВС (возраст - 67 лет) закончился в январе 2016 г.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/889/report_ra-14107.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-14107
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 30.09.1988
Заводской номер ВС 5210726098
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Частное лицо
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Вероятной причиной АП с вертолетом Ми-2 RA-14107 явилась ошибка КВС в технике пилотирования, выразившаяся в несоразмерном взятии ручки циклического шага на себя в процессе захода на посадку с большими поступательной и вертикальной скоростями, что привело к просадке вертолета с большим углом на кабрирование, удару лопастями РВ о земную поверхность и разрушению ВС в процессе начавшегося неуправляемого левого вращения.
    Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились:
    - отвлечение внимания КВС в процессе захода на посадку сначала на не закрытую правую дверь, а потом на расстегивание привязного ремня и на попытку не дать выпасть вещам;
    - необоснованное решение на выполнение посадки при повышенных поступательной и вертикальной скоростях.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2020, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.