Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2ТП а/к Тюменьавиатранс в Урае
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  15 июля 1991 г.
Время:  07:51
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ХМАО, район а/п Урай
Тип ВС:  Ан-2ТП
Регистрация ВС:  СССР-01494
Авиакомпания:  Тюменьавиатранс
Рейс:  461
 


Описание
    Экипаж фирмы «Урайавиа» авиакомпании «Тюменьавиатранс» выполнял рейс №461 Урай - Советский. На борту находилось 11 пассажиров, 63 кг багажа и 1 кг почты. Полетный вес (4997 кг) и центровка (28,8% САХ) не превышали установленные ограничения.
    Взлет производился в 05:50 мск (07:50 местного времени) с МК=351°. После взлета на высоте 10 м очевидцы отметили резкое изменение работы двигателя, сопровождавшееся периодическими выхлопами черного дыма. При этом самолет просаживался. Экипажу удалось кратковременно восстановить работу двигателя и набрать высоту 30-40 м (появление черного дыма объясняется переобогащением смеси при резких движениях сектора газа командиром ВС с целью восстановить работу двигателя). Экипаж доложил диспетчеру: «494, срочно, вынужденная, тряска двигателя». Это сообщение доказывает, что экипаж воспринял неустойчивую работу двигателя как тряску, которую и пытался устранить изменением работы двигателя. В связи с падением мощности двигателя и невозможности горизонтального полета КВС принял решение о вынужденной посадке на подобранную площадку. Площадка представляла собой ровную болотистую местность, поросшую редколесьем с высотой деревьев до 8 м, находящуюся правее линии взлета. Для захода на подобранную площадку КВС развернул самолет вправо на 90°. Решение о выборе этой площадке было правильным, так как впереди по курсу начинался лес, а слева по курсу была городская застройка. Перед посадкой двигатель был выключен, закрылки довыпушены на 40°. Перед приземлением экипаж создал самолету посадочное положение. Посадка произошла на скорости около 60 км/ч, с углом наклона глиссады около 4° и вертикальной скоростью снижения около 1 м/с, на три точки. При этом шасси самолета провалились в мягкий болотистый грунт. В результате резкого торможения (пробег 8 м 20 см) КВС и второй пилот получили травмы головы. Получивший открытую черепно-мозговую травму второй пилот выбрался из кабины, но оказать помощь КВС не мог (по его словам, КВС был мертв). По заключению судебно-медицинской экспертизы, КВС погиб в огне при начавшемся в районе двигателя пожаре. Все пассажиры покинули самолет. 1 пассажир получил тяжелые травмы, 7 - легкие ранения, 3 пассажира не пострадали. Из-за труднодоступности местности пожарные машины проехать к самолету не смогли. Средства пожаротушения (огнетушители) были доставлены вручную. Тушение пожара ими, а также водой, набранной из выкопанных ям на болоте, было неэффективным и продолжалось 4 часа 23 минуты. Самолет полностью сгорел с 1 по 18 шпангоуты. Посадка произошла на удалении 900 м от линии взлета, в 2050 м от КТА.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 11 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП отказ техники, недостатки в конструкции
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2ТП
Регистрационный номер (id) ВС СССР-01494
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 22.10.1988
Заводской номер ВС 1G232-28
Наработка ВС (часы) 1701
Наработка ВС (циклы) 1818
Силовая установка К 1646761


Сведения о рейсе

Номер рейса 461
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Тюменьавиатранс
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Урай
Пункт назначения Советский
Начальный пункт маршрута Урай
Конечный пункт маршрута Советский


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     По заключению ГосНИИ ГА, отказ двигателя явился следствием усталостного разрушения тяги толкателя клапана выпуска цилиндра №4 из-за развития трещины усталости в ее трубе, зародившейся от коррозионных язв на ее внутренней поверхности по механизму коррозионной усталости. Причиной возникновения коррозионных язв и протекания процессов коррозии заключается в наличии на внутренней поверхности трубы разрушенной тяги вдавленных в нее посторонних металлических частиц производственного происхождения, что обусловило возможность проникновения коррозионно-активных сред к незащищенным от коррозии участкам тяги под частицами, в том числе при отслаивании последних в процессе работы.
    Комиссия отмечает что на взлете экипаж услышал посторонний шум в районе двигателя и появилась неустойчивая работа двигателя, принятая экипажем за тряску. При этом сохранение работоспособности разрушенной тяги создало у экипажа впечатление о восстановлении работы двигателя, что не позволило им принять своевременное решение о вынужденной посадке перед собой на оставшейся длине ВПП (250 м) и КПБ. Дальнейшее падение мощности двигателя, связанное с изменением фаз газораспределения из-за несрабатывания клапана впуска, сделало невозможным горизонтальный полет.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилась совокупность факторов:
    - производственные недостатки завода-изготовителя (в ПНР) тяг толкателей клапанов, связанные с некачественным выполнением технологического процесса, что привело к усталостному разрушению тяги и отказу двигателя;
    - вынужденная посадка на мягкую болотистую местность, обусловившая создание непреодолимой силы инерции при резком торможении самолета, что послужило причиной получения травм головы экипажем при ударе о предметы в пилотской кабине;
    - проектно-конструкторские недостатки в обеспечении фиксации тела пилота в пилотском кресле Ан-2 из-за недостаточного учета реальных условий эксплуатации.
   


Дополнение

Сведения об экипаже     КВС Ефремов Сергей Евгеньевич
    второй пилот Корлюк Евгений Николаевич
   
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2014, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.