Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ли-2 Туркменского управления ГВФ в Ашхабаде
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  24 сентября 1948 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Туркменская ССР, район а/п Ашхабад
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4276
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Туркменское управление ГВФ
Рейс:  908
 


Описание
    По заданию командира отряда 6 АТО Туркменского управления ГВФ командир корабля 24 сентября 1948 г. должен был выполнить рейс №908 по маршруту Ашхабад – Дарваза – Ашхабад. Перед выполнением рейса, с 21 по 23 сентября, на самолете были произведены 200-часовые регламентные работы, причем был продлен межремонтный ресурс планера самолета. При предполетном осмотре и пробе моторов было установлено, что материальная часть находится в исправном состоянии.
    На борту находилось 2 пассажира и 2520 кг воды, залитой в специально приспособленные два задних бензобака и в бак, установленный в грузовой кабине. Полетный вес составлял 11310 кг. Самолет был заправлен ГСМ: 850 кг горючего и 180 кг масла.
    Получив разрешение на вылет, командир корабля вырулил на старт и начал производить взлет. В самом начале взлета самолет отклонился от первоначального направления на 5° вправо, но в дальнейшем взлет производился прямолинейно. Пробежав 600 м, самолет оторвался от земли, но в режиме выдерживания дважды ударился левым колесом о землю, после этого командир корабля дал команду убрать шасси, что было выполнено бортмехаником. При вторичном ударе задний подкос левого шасси разрушился и в результате раскачивания всей фермы шасси стало трясти весь самолет. Не понимая причины тряски, командир корабля решил произвести посадку на аэродроме, для чего, находясь на высоте 5-10 м, стал выполнять разворот на малой скорости. Развернувшись на 90°, самолет в 400 м от границы летного поля ударился о земляную насыпь нижней частью левой мотогондолы с висящей фермой шасси и хвостовой частью фюзеляжа. Сорвав нижнюю ферму шасси и костыльное колесо вместе с вилкой, самолет продолжал лететь с разрушенным левым винтом. Парируя левый разворот, командир корабля отклонил триммер руля поворота на 7-8° влево. Но это не дало должного эффекта. Самолет обоими винтами задел за бархан, в результате чего лопасти винта были поломаны. Убедившись в невозможности дальнейшего полета, командир корабля развернул самолет на 30° вправо, чтобы избежать лобового столкновения с барханом, убрал секторы газа и, подав команду выключить зажигание, совершенно перестал управлять самолетом – бросил штурвал и убрал под сиденье ноги. Самолет, имея малую скорость, резко пошел вниз и под углом 10-15° ударился о землю. Второй пилот никакой помощи командиру корабля в выполнении взлета не оказал, проявив полную бездеятельность. Самолет разбит на 100%. Экипаж и пассажиры невредимы.
    В июне 1948 г командир корабля был уволен из звена школы высшей летной подготовки (Внуково) за летную безграмотность, но из этого никто из руководителей Туркменского управления ГВФ выводов не сделал и по возвращению в отряд командир корабля был допущен к летной работе даже без предварительной проверки техники пилотирования.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж ? 0
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4276
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса 908
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Туркменское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ашхабад
Пункт назначения Дарваза
Начальный пункт маршрута Ашхабад
Конечный пункт маршрута Дарваза


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами аварии самолета явились:
    1) Произведенный командиром корабля безграмотный взлет, выразившийся в допущении удара колесами шасси о землю в процессе выдерживания самолета, и производство разворота на недопустимо малых высоте и скорости полета, что повлекло за собой аварию самолета.
    2) Беспечное отношение командования управления и отряда к контролю техники пилотирования и повышению летной квалификации командиров кораблей.
    3) Бездеятельность второго пилота при выполнении взлета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.