Экипаж 52 АТО Управления международных воздушных сообщений ГВФ, выполняя полет из Калининграда в Москву, экипаж вышел на приводную радиостанцию а/п Внуково на высоте 2100 м. Связавшись с командной радиостанцией, командир корабля получил данные о погоде и условиях посадки и начал снижение. Затем он по всем установленным правилам для пробивания облачности в а/п Внуково пробил облачность и вышел из нее на высоте 100 м.
Фактическая погода в а/п Внуково была: облачность 10 баллов высотой 100 м, видимость 1000 м, снег, дымка, давление 755.5 мм рт.ст., ветер юго-юго-восточный 5 м/с, температура -1,8°С.
Дежурным по руководству посадками был назначен один из командиров кораблей авиаотряда, который не был должным образом проинструктирован перед вступлением в дежурство. Когда самолет вышел на прямую после стандартного разворота, командиру корабля было передано по стартовой радиостанции, что заход на посадку выполняется правильно. В процессе дальнейшего планирования, когда самолет при выпущенных щитках и шасси находился на высоте 40 м, дежурный по руководству посадками заметил, что самолет уклонился влево и не попадает на ВПП. Предупредив об этом командира корабля по радио, дежурный по руководству посадками дал команду довернуть самолет вправо. Второй пилот, находившийся на правом сиденье, также предупредил командира корабля, что они не попадают на посадочную полосу, на что командир корабля ответил: «Вижу».
На высоте 10-15 м командир корабля довернул самолет вправо, но этот доворот был сделан поздно и недостаточно энергично. В результате самолет приземлился в непосредственной близости от левой границы ВПП – левое колесо находилось в 1,5 м от снежного вала, образовавшегося при расчистке полосы. Посадочная полоса была расчищена неравномерно: у левой ее границы, начиная от снежного вала, глубина снега достигала 45 см, уменьшаясь по направлению к середине полосы. На протяжении 80 м самолет совершал пробег параллельно левой границе полосы, но в результате неравномерного торможения левого и правого колес шасси и бокового ветра под углом 60° силой 5 м/с самолет развернулся влево и, сначала левым, а затем правым колесом шасси врезался в снежный вал и развернулся на 90°. В результате возникших боковых сил инерции шасси сломались и самолет лег на фюзеляж.
До посадки этого самолета на аэродроме с этим же стартом было принято 14 самолетов. Опрошенные командиры кораблей доложили, что ВПП просматривалась с воздуха плохо. Ёлки, обозначающие левую и правую границы ВПП, были в значительной степени занесены снегом и плохо видны. Сама полоса не была обозначена ветками или шлаком. Хорошо была видна линия снегозадерживающих ёлок, проходящая параллельно левой границы полосы в 50 м от нее. Эту линию легко можно было принять за левую границу ВПП. Ширина расчищенной полосы была 100 м вместо установленной приказом ГУ ГВФ №098-48 г. 150 м. Всё это создало трудные условия для выполнения захода на посадку и командир корабля с этим делом не справился.
|