|
|
|
Катастрофа Ми-6 Магаданского УГА на севере Хабаровского края |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 17 июля 1985 г.
Время: 10:47
Страна: СССР
Место происшествия: Хабаровский край, Охотский район, п.п. Юдома-Крестовская
Тип ВС: Ми-6А
Регистрация ВС: СССР-21051
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Магаданское УГА, Чаунский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 151 летного отряда должен был выполнить рейс по доставке продуктов и другого малогабаритного груза с площадки Юдома-Крестовская (236 км с А=96° от а/п Усть-Мая, Н=450 м над уровнем моря) на площадку в горах, расположенную на высоте 1 722 м над уровнем моря на удалении 12 км с А=150° от места взлета, по заявке заказчика - тропосферной радиорелейной станции 3/104А (в/ч №93494). Загрузка вертолета производилась без должного контроля со стороны экипажа, груз не был закреплен страховочными сетками. По расчетам взлетная масса вертолета составляла 37780 кг и в данных условиях позволяла выполнить взлет только в зоне влияния «воздушной подушки». Посадочная площадка Юдома-Крестовская подвержена пылеобразованию, при взлете вертолета ее поверхность создает условия для образования пыльного вихря, что было известно экипажу. Превышение посадочной площадки назначения – 1722 м над уровнем моря не допускало возможность посадки вертолета с данной взлетной массой. Командир вертолета не имел допуска к полетам на площадки с таким превышением, его допуск на производство посадок ограничивался превышением до 1000 м.
Перед вылетом ветер был слабым и для уточнения его направления экипаж произвел пуск ракеты. Взлет произведен в 03:47 мск (10:47 местного времени). После отрыва вертолета от земли экипаж на высоте 3–5 м сразу приступил к выполнению левого разворота для выхода на курс, выбранный для взлета, и разгона с учетом направления ветра. При этом крен на развороте составлял до 7°. Созданный пыльный вихрь лишил экипаж возможности визуального контакта с земной поверхностью и точного выхода на выбранное направление взлета. Развернувшись примерно на 50° левее намеченного курса взлета, КВС безостановочно приступил к разгону вертолета, при этом, пытаясь выйти из пыльного вихря, энергично создал отрицательный угол тангажа - 11°. Увеличив в дальнейшем угол тангажа с одновременным увеличением шага несущего винта, КВС допустил значительное падение оборотов НВ (до 70%), в результате чего вертолет приземлился на колеса основных стоек шасси с последующим касанием и передней стойкой шасси. При движении по земле вертолет ударился колесами основных стоек о лежащий ствол лиственницы диаметром 200 мм и переломил его. Увидев неизбежность столкновения с деревьями высотой 9–12 м, растущими по курсу движения вертолета, КВС вместо прекращения взлета увеличил шаг НВ до максимального значения 13,5° и угол тангажа до 28°, пытаясь оторвать вертолет от земли и перелететь деревья. При этом произошло отделение колес вертолета от земли и удар об землю хвостовой пятой и рулевым винтом, в результате которого лопасти винта получили значительные повреждения. У трех из них были оторваны концевые части различной длины. КВС удалось преодолеть препятствие и с поврежденным хвостовым винтом, непрекращающимся левым разворотом и снижением, вертолет продолжал полет береговым склоном вдоль реки. Однако вследствие возникшего аэродинамического и весового дисбаланса на 35-й секунде полета произошло отделение от вертолета ХВ с хвостовым редуктором, после чего вертолет с левым вращением и потерей высоты, в 160 м от места взлета с А=240°, столкнулся с покрытым лесом склоном высокого (высота 50 м, крутизна 30-40°) берега реки Юдома. Беспорядочно двигаясь вниз по склону, вертолет разрушился и сгорел.
Два члена экипажа - бортмеханик и штурман - были извлечены из зоны пожара авиатехниками и военнослужащими в/ч №93494. Остальные члены экипажа и два служебных пассажира (командир и старшина в/ч №93494) погибли. Бортмеханик от полученных травм и ожогов скончался в больнице на 7-е сутки.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
4 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-6А |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-21051 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
05.04.1978 |
Заводской номер ВС |
0661 |
Наработка ВС (часы) |
5649 |
Наработка ВС (циклы) |
4121 |
Силовая установка |
С38303028 С35203030 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Магаданское УГА, Чаунский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы: КВС и экипаж не были подготовлены в соответствии с действующими требованиями к полетам для выполнения работ на площадках в районе Юдомы-Крестовской. КВС не имел допуск для полетов на посадочные площадки, расположенные выше 1000 м, решение на полет на верхнюю площадку (Н=1722 м) принял, не имея на это задания командования. КВС в день вылета не провел предполетную подготовку, о чем свидетельствует то, что экипаж:
- не контролировал должным образом массу перевозимого груза, не определил взлетную массу вертолета и центровку;
- не рассчитывал возможность выполнения посадки с превышенной полетной массой на площадке на высоте 1 722 м;
- не проанализировал возможность выполнения полета с использованием «воздушной подушки» и известных ему условий пылеобразования на площадке взлета;
- не закрепил груз страховочными сетками, что в условиях данного взлета могло отрицательно повлиять на балансировку и управляемость вертолета.
При выполнении взлета с площадки Юдома-Крестовая командир вертолета допустил ошибки:
– не зафиксировал устойчивое висение вертолета на необходимой высоте перед началом разгона;
– в процессе разгона в условиях пыльного вихря допустил перетяжеление НВ, просадку вертолета и его непреднамеренное приземление;
– не прекратил своевременно взлет, пытаясь избежать удара лопастями НВ впереди растущих деревьев, допустил удар хвостовой пятой и винтом об землю при создании чрезмерного тангажа (28°), в результате которого произошло разрушение лопастей рулевого винта и его последующее отделение вместе с хвостовым редуктором от вертолета.
Инструкция по производству полетов на площадку Юдома Крестовая не предусматривает ее пригодность для полетов вертолетов Ми–6.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение:
Катастрофа вертолета Ми–6А произошла вследствие нарушений и ошибочных действий, допущенных КВС при подготовке к полету и в процессе выполнения взлета в условиях пыльного вихря.
Авиационному происшествию способствовала неудовлетворительная организация летной работы в подразделениях Чаунского ОАО.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|