Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ил-12 Азербайджанского ТУ ГВФ в районе Баку
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  09 мая 1954 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Азербайджанская ССР, 17 км от а/п Баку
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1315
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Азербайджанское территориальное управление ГВФ, 107 ао
 


Описание
    Экипаж 107 АТО Азербайджанского ТУ ГВФ выполнял рейс по маршруту Баку – Астрахань – Москва. На борту находился 21 пассажир и 125 кг почты. Питание моторов бензином при взлете из а/п Баку производилось из задней группы баков. Через 7-8 минут после взлета, на высоте 400 м, на самолете отказали сначала правый, а затем левый моторы. Экипаж, проявив растерянность, не сумел восстановить работу моторов, для чего достаточно было переключить бензопитание моторов на переднюю группу баков, в которой находилось 1600 литров горючего.
    Командир корабля произвел вынужденную посадку с убранными шасси в 17 км от а/п Баку на непригодной для посадки местности. Экипаж и пассажиры невредимы. На самолете разрушены силовые элементы центроплана.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж ? 0
Пассажиры 21 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1315
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1947
Заводской номер ВС 30021
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Азербайджанское территориальное управление ГВФ, 107 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Баку
Пункт назначения Астрахань
Начальный пункт маршрута Баку
Конечный пункт маршрута Москва (аэропорт неизвестен)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Причиной отказа моторов явилась полная выработка горючего из задней группы бензобаков, которая была включена при взлете и наборе высоты. Это произошло потому, что перед вылетом в рейс бортмеханик не проверил мерной линейкой фактическое количество горючего в задней группе бензобаков, а командир корабля не потребовал этого. При проверке количества горючего бортмеханик ограничился лишь показаниями бензиномера, который показывал, что в задней группе баков имеется 600 литров горючего. В нарушение РЛЭ самолета Ил-12, заправка горючим была произведена только в переднюю группу бензобаков.
    Расследованием установлено, что при фактическом отсутствии горючего в задней группе бензобаков бензиномер показывал 500 литров. Осмотр бензодатчика показал, что один винт крепления стойки бензиномера к корпусу датчика ослаб, а второй вообще отсутствовал. Это вызвало люфт стойки и, как следствие, увеличение показаний бензиномера от 200 до 700 литров на различных точках шкалы. Датчик бензиномера ремонтировался в АРБ-400 ГВФ и был установлен на самолете 18.12.1953 г. После ремонта датчик наработал 328 часов, в течение которых, вопреки регламентам техобслуживания спецоборудования при смене моторов, не снимался для проверки. Смена моторов производилась в ЛЭРМ а/п Баку с 26 по 30 апреля 1954 г. Отворачивание винтов крепления стойки бензиномера могло произойти вследствие недостатков системы ремонта бензиномеров, принятой в рембазах ГВФ.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами аварии самолета явились:
    1) Нарушение регламента техобслуживания спецоборудования при смене моторов, в результате чего неисправность бензиномера не была своевременно обнаружена и устранена. Это могло произойти только при плохом контроле за соблюдением регламентов технического обслуживания самолетов со стороны начальника ЛЭРМ а/п Баку и главного инженера Азербайджанского управления ГВФ.
    2) Нарушение бортмехаником §210 п.3 НПП ГА-51, §257 НИАС ГА-50 и указания главного инженера ГВФ №305-50 г. п.3, обязывающих бортмехаников перед взлетом проверять фактическое наличие топлива в бензобаках.
    3) Нарушение командиром корабля РЛЭ Ил-12, выразившееся в неправильном указании бортмеханику заправить только переднюю группу баков, растерянность командира корабля, второго пилота и бортмеханика при отказе одного, а затем второго мотора, в результате чего не была включена передняя группа бензобаков.
    4) Наличие отдельных недостатков при ремонте бензиномера в АРБ-400, что могло привести к выпадению одного и ослаблению второго винта крепления стойки бензиномера к корпусу датчика через 328 часов эксплуатации.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.