В день происшествия экипаж 2-го Свердловского ОАО, имея оперативное задание и заявку от начальника отряда №9 Свердловского геодезического предприятия на полёт по переброске грузов и работников отряда в район озера Чангино Свердловской области, в 08:48 мск произвёл вылет по маршруту Сосьва – оз.Чангиго – Пелым – Сосьва. Перед вылетом из аэропорта Сосьва заправка вертолёта бензином была 880 кг, масла 110 кг, груза 70 кг, что не превышало допустимого полётного веса и центровки вертолёта. Прогноз погоды по району полётов, выданный АМСГ а/п Уктус, соответствовал минимуму пилота и трассы.
Через 50 минут полёта экипаж прибыл на оперативную точку №1903 в районе озера Чангино и приступил к выполнению задания по вывозке груза и рабочих отряда. Площадка была подготовлена и расчищена в заболоченном мелколесье размером 150х70 метров и высотой леса в 6-8 метров за границами площадки.
Первые два полёта по переброске груза и людей были выполнены благополучно. Перед третьим вылетом с оперативной точки №1903 было загружено 300 кг груза и 6 человек. Полётный вес вертолёта составил 6863 кг, центровка вертолёта в пределах установленных норм.
Погода во время третьего вылета с площадки №1903 по данным гидрометеостанции а/п Гари, находящейся в 60 км от оперативной точки №1903, на 10:00 была: облачность 9 баллов, высоко-кучевая, видимость 20 км, ветер северо-северо-восточный, 2 м/сек, давление 748,8 мм рт.ст., температура +13°С, влажность 75 %, что соответствовало фактической погоде, наблюдаемой экипажем во время взлёта.
Закончив погрузку, командира вертолёта в 10:30 мск произвёл висение. Отклонений в работе двигателя и управления вертолётом не было. Набрав высоту, превышающую деревья, пилот приступил к разгону вертолёта, по словам экипажа с курсом 40°. Вертолёт с увеличением поступательной скорости перешёл на резкое снижение. Во избежание лобового удара о лес пилот взял ручку циклического шага на себя для гашения поступательной скорости и одновременно дал левую ногу для отворота от леса. Развернувшись примерно на 30-40°, вертолёт с поступательной скоростью коснулся поверхности площадки, но был оторван от земли пилотом увеличением общего шага ручкой «шаг-газ». Набрав высоту 5-6 метров, пилот ещё раз отвернул вертолёт влево, который вновь потерял высоту и повторно уже ударился о землю. В создавшейся сложной обстановке пилот проявил растерянность, в результате чего, беспорядочно действуя ручкой общего и циклического шага и не контролируя величину общего шага, допустил перезатяжеление винта. Вертолёт при третьем непроизвольном приземлении перешёл на нос и упал на правый борт, потерпев аварию.
В связи с отсутствием в ремпредприятиях ГА оснастки для стапельной сборки, восстановление вертолёта не представляется возможным.
|