Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Чрезвычайное происшествие с Ил-14 Таджикской ОАГ ГВФ в а/п Душанбе
 
  Тип происшествия:  чрезвычайное происшествие
Дата:  17 августа 1962 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Душанбе
Тип ВС:  Ил-14М
Регистрация ВС:  СССР-41823
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Таджикская отдельная авиагруппа ГВФ, 186 ОАО
 


Описание
    Экипаж командира корабля 186 ОАО Таджикской ОАГ ГВФ Гончарова И.Н. на 17 августа 1962 г. был запланирован для внерейсового полета на самолете Ил-14 №41823 в а/п Челябинск для перевозки фруктов. Вылет самолета был назначен на 09:00 мск. Приняв самолет от технического состава ЛЭРМ 186 ОАО, бортмеханик Запунный опробовал двигатели и с помощью трактора подбуксировал его на перронную площадку перед коммерческим складом для загрузки самолета фруктами. В связи с тем, что груз своевременно не был подвезен, вылет самолета был перенесен на 12:00. Оставив личные вещи с документами в самолете, члены экипажа, по указанию командира корабля, ушли отдыхать. Бортмеханик снял замок со стопорного приспособления рукоятки системы стояночного торможения и, закрыв им входную дверь пассажирской кабины, также ушел на отдых. Самолет, как это требуется приказом командира 186 ОАО от апреля сего года, дежурному по аэропорту не сдавался, ключ от замка бортмеханик взял с собой.
    Груз не был подвезен и к 12 часам, и, с согласия начальника аэропорта и командира АЭ, вылет самолета вновь был перенесен АДС на 16:00. Заступивший на работу в 10:00 дежурный по аэропорту Хоружа поинтересовался у смененного им дежурного Фролова о том, что это за самолет, когда и куда он вылетает. Однако, узнав о том, что вылет этого самолета перенесен, Хоружа не принял мер к охране самолета или отбуксированию его на стоянку ЛЭРМ.
    Около 12:38 дежурный авиамеханик ЛЭРМ 186 ОАО Яшин увидел, что на самолете Ил-14 №41823 при отсутствии около него техсостава и дежурного по аэропорту, кто-то запустил левый двигатель и, не ожидая выхода его на рабочие обороты, сразу же запустил правый двигатель. Об этом Яшин сообщил дежурному по аэропорту Хоруже и авиатехнику ЛЭРМ Блинникову, который побежал к самолету, но, увидев, что он уже начал выруливать, вернулся.
    Самолет без связи, на большой скорости, вырулил перед заходящим на посадку самолетом Ил-14 на ВПП и, не останавливаясь, несмотря на запрещающие команды с КДП, пошел на взлет. После отрыва самолет, без выдерживания, круто начал набор и с высоты 30-40 м, с работающими двигателями, под углом около 20-30° резко пошел на снижение. На расстоянии 2080 м от начала ВПП самолет на большой скорости ударился о бетонное покрытие ВПП сначала передним колесом, а затем и основными шасси, с касанием покрытия ВПП лопастями воздушных винтов. Отделившись от ВПП, самолет пролетел около 30 м и с разрушением шасси и нижней части планера продвинулся по бетонному покрытию еще на 387 м, после чего развернулся под 90° и загорелся. В результате удара о бетонное покрытие ВПП и возникшего пожара самолет и двигатели разрушены и сгорели. При тушении горящих обломков самолета сзади центроплана обнаружен сильно обгоревший человеческий труп.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия чрезвычайное происшествие
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-41823
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1956
Заводской номер ВС 6341808
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б263541 Б27251780


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Нелегальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Таджикская отдельная авиагруппа ГВФ, 186 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Душанбе
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Душанбе
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено, что самовольный взлет на самолете произвел второй пилот 1-ой АЭ 186 ОАО Евсюков В.А. (фамилия изменена), который летал на самолетах Ил-14 в составе экипажа командира корабля Шишканова.
    16 августа сего года, при прохождении медицинского предполетного осмотра перед рейсом, стартовый врач обратил внимание на то, что у Евсюкова перевязана рука. На вопрос о причине этого Евсюков ответил, что его покусала кошка. Стартовый врач разрешил Евсюкову выполнить рейс и предупредил, что впредь допускать к полетам экипаж не будет до тех пор, пока Евсюков не отвезет кошку на исследование на бешенство и не сделает профилактических прививок.
    На 17 августа экипажу Шишканова, в связи с необходимостью проведения второму пилоту профилактических медицинских прививок после укуса кошки, был дан выходной день. За два дня до происшествия командование отряда и авиаэскадрильи, предварительно обсуждая вопрос об очередности ввода в строй вторых пилотов самолетов Ил-14, прошедших переподготовку на командиров кораблей в мае 1962 г при УТО-12, и учтя имевшую место в экипаже Шишканова поломку самолета Ил-14 №41897 и вылет без связи в а/п Самарканд, решило передвинуть на более поздний срок ввод в строй Евсюкова.
    Пилот Евсюков 17 августа, имея выходной день, с 06:00 мск находился на территории аэропорта, где неоднократно употреблял спиртные напитки. В течение этого дня многие видели Евсюкова в нетрезвом состоянии, разговаривали с ним, а начальнику штаба 178 АО Дорожкину, штурманам Черношею и Коробкову он предлагал принять участие в распитии спиртных напитков. При беседах в этот день с Дорожкиным, штурманами Черношеем, Коробковым и Табуровым, пилотами Омельченко, Назаровым и командиром корабля Шишкановым Евсюков выражал недовольство в адрес командования отряда, что они, якобы, необоснованно задерживают его ввод в строй на командира корабля. При этом в беседе со штурманом Табуровым незадолго до происшествия Евсюков заявил: «Я им докажу, я их убью». К кому относятся эти угрозы, Табуров не понял. Евсюков и пилот Омельченко в 11:20 мск на территории аэропорта встретили командира АЭ Шандула В.М., к которому Евсюков обратился за разъяснением причин переноса ввода его в строй на командира корабля на более поздний срок. Шандула объяснил ему причину перестановки очередности. Неудовлетворенный данным разъяснением, Евсюков стал угрожать, заявив: «Ну, хорошо, вы за это попомните». Командир АЭ Шандула, видя, что пилот Евсюков находится в нетрезвом и в возбужденном состоянии, проявил беспечность к подчиненному, не выяснил причины угрозы с его стороны и не принял никаких мер к удалению Евсюкова с территории аэропорта.
    После встречи с командиром эскадрильи Евсюков продолжил употребление спиртных напитков и, будучи в состоянии алкогольного опьянения, ушел домой, где плакал и написал завещательную записку о распределении имеющихся у него на сберкнижке денежных средств между женой и племянником. Незадолго до происшествия бортмеханик Смирнов и члены экипажа командира самолета Ли-2 Клокова (второй пилот Плонский и бортрадист Бессонов) видели Евсюкова у здания АДС, на перроне и у стоянок самолетов Ил-18 с бутылкой рома. У них Евсюков интересовался, куда и на каких самолетах они летят.
    Воспользовавшись отсутствием порядка по охране самолетов на перроне аэропорта и беспечностью экипажа самолета Ил-14 №41823, не сдавших самолет дежурному по аэропорту, Евсюков, находившийся в состоянии сильного алкогольного опьянения, открыл самолет имевшимся у него ключом от подобного замка, запустил двигатели и произвел взлет с последующим падением на ВПП.
    Пилот Евсюков, 1935 года рождения, член ВЛКСМ, по окончании Орского военного авиационного училища им. Хользунова в октябре 1958 г. по сокращению вооруженных сил уволен в запас и направлен для обучения в ШВЛП г. Ульяновска. По ее окончании Евсюков прибыл в мае 1959 г. в Таджикскую ОАГ ГВФ на должность второго пилота Ил-14. За время работы в 186 ОАО аттестовался положительно, взысканий не имел. Однако, как показала проверка, командование отряда, политработники и руководители общественных организаций плохо изучили его моральные и политические качества и особенности его характера, которые, в частности, отмечались в аттестациях за период его службы в ВВС. Так за время учебы в летном училище ВВС неоднократно отмечалась вспыльчивость характера, замкнутость, проявление нечестности и болезненное переживание своих неудач. Будучи женат, он проживал с другой гражданкой в незарегистрированном браке в г. Душанбе.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение:
    1) Чрезвычайное происшествие с самолетом было совершено вторым пилотом 186 ОАО Таджикской ОАГ ГВФ Евсюковым В.А. в состоянии сильного алкогольного опьянения, о чем свидетельствуют заключение судебно-химического исследования крови и вещества головного мозга и показания свидетелей.
    На основании материала расследования происшествия и показания очевидцев можно сделать предположение, что Евсюков произвел самовольный взлет на самолете с целью демонстрации своего недовольства решением командования отряда о переносе срока ввода его в строй в качестве командира корабля. Он при попытке уборки шасси отвлек внимание от техники пилотирования самолетом, непроизвольно отдал штурвал от себя, в результате чего самолет пошел на резкое снижение и под большим углом ударился о бетон ВПП и загорелся. Не исключено также, что Евсюков, находясь в состоянии возбуждения и сильного опьянения, решил покончить жизнь самоубийством.
    2) Данное происшествие могло быть предотвращено, если бы со стороны должностных лиц 186 ОАО были приняты меры к удалению пьяного пилота с территории аэропорта, а также строго соблюдались положения и инструкции ГВФ, определяющие порядок охраны авиационной техники.
    Способствующие причины:
    а) Бортмеханик Запунный не сдал самолет дежурному по аэропорту;
    б) Дежурный по аэропорту Хоружа, зная о задержке рейса, не принял никаких мер по охране самолета на перроне или по перебуксировке его на стоянку ЛЭРМ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.