Экипаж 130 авиаотряда Красноярского ТУ ГВФ выполнял пассажирский рейс по маршруту Таштып – Абаза – Кызыл-Мажалык.
Прогноз погоды по маршруту предусматривал: облачность 6-9 баллов слоисто-кучевая высотой 1000-1500 м (от уровня Кызыл-Мажалыка), средняя видимость более 10 км. Горы открыты. Ветер 200° 25-30 км/ч.
По пункту посадки: облачность 7-10 баллов, средняя, видимость более 10 км, ветер 250° 3-6 м/с.
Этот прогноз был составлен синоптиком-стажером АМСГ а/п Абакан безграмотно, так как при высоте облачности 1000-1500 м от уровня Кызыл-Мажалыка горы на маршруте высотой более 2000 м не могут быть открытыми. Дежурный инженер-синоптик в это время отсутствовала, оставив за себя стажера, не допущенного к самостоятельной работе.
Ввиду того, что составленный прогноз не соответствовал установленному минимуму трассы по высоте облачности (2300 м), диспетчер а/п Таштып принял правильное решение и разрешение на вылет экипажу не дал. Тогда командир самолета обратился за разрешением к начальнику аэропорта, который, игнорируя требования НПП ГА-58, разрешил вылет при погоде на трассе ниже минимума.
Благополучно долетев до а/п Абаза, экипаж в 07:05 вылетел для продолжения рейса на Кызыл-Мажалык. На борту находилось 10 взрослых пассажиров и 5 детей. Полетный вес и центровка не выходили за установленные нормы. Высота полета была 2500 м от уровня а/п Таштып, имеющего превышение 450 м.
Недолетая 40 км до Кызыл-Мажалыка, после пролета горного перевала, пилот начал снижение до высоты 1600 м. В 35 км до Кызыл-Мажалыка экипаж увидел 9-ти бальную облачность с верхней кромкой 1400 м и продолжал снижение над ней.
В 09:05 экипаж доложил в Кызыл-Мажалык и Таштып расчетное время прибытия и получил фактическую погоду пункта посадки: облачность 10 баллов высотой 1100 м, видимость 10 км, тихо, горы частично закрыты облачностью.
Зная о том, что инструментального наблюдения за погодой в а/п Кызыл-Мажалык нет и что горы закрыты облачностью, командир самолета не вернулся на аэродром вылета, а продолжал снижение до верхней кромки облачности, а затем вышел в нее, поручив второму пилоту следить за землей. На высоте около 1450 м от уровня моря, на снижении, пилоты увидели перед собой склон горы. Во избежание столкновения командир самолета взял штурвал на себя, увеличив мощность двигателя до взлетной. Самолет горкой стал набирать высоту вверх по склону, теряя скорость. На высоте 1500 м самолет, с полностью отклоненными вверх рулями высоты и работающим двигателем ударился о гребень скалы. При этом один взрослый пассажир и один ребенок получили тяжелые ранения. Самолет разрушен и сгорел по 11 шпангоут.
|