Согласно задания, пилот Котласской ОАЭ Северного ТУ ГВФ выполнял тренировочные полеты по маршруту с тремя летчиками-наблюдателями Северной авиабазы охраны лесов. При выполнении второго полета пилот сообщил в АДП а/п Котлас: «Пожар, сажусь!». Больше связи с самолетом не было. Организованными поисками самолет на следующий день обнаружен сгоревшим. Экипаж погиб.
Расследованием и по показаниям очевидцев установлено, что самолет загорелся в воздухе. По линии полета до места катастрофы, начиная с дистанции 1050 м, найдены куски обгоревшей одежды, перчаток, носового платка, выдавленные боковые стекла кабины, кусочки обуглившейся краски внешней обшивки кабины. Внешние поверхности боковых стекол не имеют следов воздействия тепла, внутренние поверхности закоптились. Стекла кабины были покрыты присохшей копотью. Это свидетельствует о том, что стекла во время оседания копоти сильно нагрелись и несколько размягчились. Крупная структура копоти указывает на то, что она является продуктом горения твердых веществ. На остатках лобового стекла следы воздействия тепла отсутствуют.
Наиболее вероятной причиной пожара явилось курение кого-либо из членов экипажа, что привело к воспламенению ваты и обивки сиденья пассажиров. Пилот продолжал полет на горящем в воздухе самолете к месту возможной посадки. Сообщение по радио пилота «Пожар, сажусь!» было передано тогда, когда пожар ликвидировать в воздухе не удалось и дальнейший полет был затруднен. Распространяющийся пожар уничтожил перкалевую обшивку фюзеляжа, левой плоскости стабилизатора и руля высоты, в результате чего самолет потерял управляемость, перешел на нос и упал в лес.
При проверке после катастрофы на ряде самолетов Як-12 в Котласской ОАЭ были обнаружены разрывы обивки сидений пассажиров. Часть разрывов обивки осталась незаделанной. Применяемая для обивки сидений вата легко воспламенялась от соприкосновения с горящей папиросой.
|