Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Л-200 'Морава' Украинского ТУ ГВФ в районе Кременчуга
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 апреля 1962 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Полтавская область, район а/п Большая Кахновка (Кременчуг)
Тип ВС:  Let L-200A Morava
Регистрация ВС:  СССР-34451
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское территориальное управление ГВФ, 92 ао
 


Описание
    Пилот 92 авиаотряда Украинского ТУ ГВФ выполнял пассажирский рейс по маршруту Киев – Запорожье – Киев и в 10:51 произвел вылет из а/п Жуляны. На борту находились 4 пассажира.
    Полет выполнялся на высоте 1800 м в ясную погоду. Через 1 час полета, когда самолет находился в 30 км от г. Кременчуга, произошел отказ правого двигателя из-за разрушения муфты сцепления топливного насоса непосредственного впрыска. Попытки пилота восстановить работу двигателя не дали результатов. На высоте 1200 м воздушный винт отказавшего двигателя был зафлюгирован. Установив связь по командной радиостанции с аэродромом Кременчугского летного училища ГВФ Глобино, пилот сообщил, что производит полет при одном неработающем двигателе и будет производить посадку у них. Диспетчер а/д Глобино, доложив об этом на старт руководителю полетов, сообщил пилоту о готовности аэродрома к приему самолета и передал условия посадки.
    Через несколько минут диспетчер вновь вызвал пилота для уточнения его местонахождения и, выяснив, что пилот уже видит Кременчуг, предложил ему производить посадку на а/д Кременчуг, так как а/д Глобино находится в 45 км от Кременчуга в сторону Киева. При этом диспетчер сообщил позывной а/д Кременчуг. Согласившись с таким предложением, пилот стал вызывать а/д Кременчуг на связь, но ответа не последовало. Тогда диспетчер а/д Глобино связался с диспетчером базового аэродрома Кременчугского ЛУ ГВФ Большая Кахновка и сообщил, что к ним для посадки следует самолет «Морава» с одним отказавшим двигателем и просил обеспечить посадку. Вместо того чтобы, получив такое сообщение, немедленно доложить руководителю полетов на старт, где производились учебные полеты самолетов Як-18, с которыми осуществлялась связь на другом кварце, диспетчер а/д Большая Кахновка занялся длительными переговорами по телефону с комендантом посадочной площадки МВЛ Потоки для выяснения возможности направления туда самолета «Морава». Выяснив, что размеры площадки не позволяют принять самолет, диспетчер а/д Большая Кахновка стал вызывать пилота, чтобы спросить, действительно ли он летит с одним неработающим двигателем, но ответа не получил.
    Войдя в район а/д Большая Кахновка на высоте 900-1000 м, пилот продолжил снижение и стал заходить на посадку. За всё это время никакой подготовки для приема самолета с одним работающим двигателем, как это требует §257 НПП ГА-58, на а/д Большая Кахновка сделано не было. Услышав доклад пилота о том, что он уже находится на прямой, шасси выпустил, зеленые огни горят, диспетчер а/д Большая Кахновка только тогда доложил руководителю полетов о идущем на посадку самолете «Морава». Так как в этот момент посадочная полоса была занята ранее севшим самолетом Як-18, пилот с высоты 50-70 м стал уходить на второй круг с выпущенными шасси и закрылками.
    В процессе ухода на второй круг пилот убрал закрылки. Не убирая шасси, он перевел самолет в набор высоты с небольшой вертикальной скоростью, достиг высоты 40-50 м и стал выполнять разворот влево для повторного захода. В процессе разворота самолет потерял скорость, сорвался в штопор и с углом 60-70° ударился о землю. Пилот и два пассажира погибли на месте, два пассажира скончались в больнице.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 4 4
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Let L-200A Morava
Регистрационный номер (id) ВС СССР-34451
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 60501 60453


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское территориальное управление ГВФ, 92 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Киев (Жуляны)
Пункт назначения Запорожье
Начальный пункт маршрута Киев (Жуляны)
Конечный пункт маршрута Запорожье


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы явилась потеря скорости при выполнении разворота при одном неработающем двигателе при уходе самолета на второй круг с выпущенными шасси и срыв его в штопор.
    Главной причиной катастрофы явился отказ двигателя вследствие конструктивно-производственного недостатка муфты сцепления топливного насоса.
    Происшествию прямым образом способствовало необеспечение приема самолета с одним отказавшим двигателем на аэродроме Кременчугского летного училища ГВФ Большая Кахновка.
   
    Пилот допустил ряд ошибок:
    - неправильно решил уходить на второй круг на одном работающем двигателе при выпущенных шасси и закрылках;
    - в последующем убрал только закрылки и не убрал шасси;
    - выполнял разворот на малой скорости, что привело к срыву самолета.
    В данном случае правильным решением было бы производить посадку на любом месте летного поля, а не уходить на второй круг.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.