Экипаж Литовской ОАГ ГВФ в составе командира корабля, второго пилота и бортрадиста выполнял пассажирский рейс №643 по маршруту Вильнюс – Киев – Одесса – Симферополь. При вылете из Киева (в 09:37) на борту находились 29 взрослых пассажиров и 3 ребенка (в том числе 10 человек – делегация КНР).
При входе в район а/п Одесса (Центральный) экипаж в 10:57 установил связь с КДП и получил от диспетчера разрешение снижаться до высоты 600 м, а также условия на посадку: давление 752,6 мм рт.ст., посадочный курс 342°. Командир корабля доложил на КДП, что на борту находится группа иностранных пассажиров.
При подходе к аэродрому экипаж, по указанию КДП, перешел на связь с диспетчером СКП, запросил у последнего разрешение на вход в малый круг и заход на посадку, на что получил ответ СКП: «Вход в круг разрешаю, посадка с МК=360°, давление 752,6 мм рт.ст., ветер 320° 6 м/с». Это означало, что самолет принимался на непригодную запасную полосу. Решение о приеме самолетов с поршневыми двигателями на запасную полосу с МК=360° было принято руководителем полетов по указанию начальника аэропорта в связи с тем, что на основной бетонной ВПП с МК=342° производились работы по заливке швов бетонных плит.
Запасная полоса с МК=360° состоит из щебенчатого покрытия длиной 600 м, с которого были сняты металлические плиты, из металлического покрытия длиной 500 м и 1000 м бетона (общая длина ВПП 2100 м).
Сомневаясь в правильности команды о посадке на запасную ВПП с МК=360°, командир корабля неоднократно запрашивал и уточнял место посадки. Диспетчер СКП в ответных командах экипажу проявлял небрежность и поспешность, ориентируя экипаж о посадке «на грунт левее полосы» и указывая место приземления – траверз будки с красной крышей. Из его команд следовало, что приземление самолета следует производить не на запасную полосу с МК=360°, а левее ее на грунт. Сам он при этом подразумевал, что ориентирует на посадку левее основной ВПП с МК=342° на запасную полосу с МК=360°. Этим диспетчер грубо нарушил принятую фразеологию радиообмена с экипажем самолета и ввел в заблуждение экипаж о месте посадки.
Прием самолета производился при отсутствии выложенного посадочного знака на старте. Передвижной СКП был установлен не в начале ВПП, как это положено, а в месте, откуда диспетчер СКП не имел возможности вести визуальный контроль за заходом самолета на посадку. О наличии траншей и земляных брустверов на аэродроме экипаж диспетчеры КДП и СКП не предупредили.
Не видя посадочных знаков и не зная, выложены ли эти знаки, диспетчер СКП окончательно дезориентировал экипаж, передав ему команду: «Левее, левее полосы. Я вас вижу, я вам подскажу». Получив от диспетчера СКП такие нечеткие команды, командир корабля, не видя посадочных знаков, все же решил производить посадку левее запасной ВПП с МК=360°. При этом командир корабля также проявил халатность: расчет на посадку произвел с перелетом, подвел самолет к земле на большой скорости и произвел посадку левее запасной полосы на 100 м и в 450 м от ее начала. На пробеге, вследствие наличия на грунте неровностей и канав, скрытых высокой травой, самолет дважды отделялся от земли. Перескочив через две траншеи, на расстоянии 730 м от места первоначального приземления самолет ударился о земляной бруствер, снёс шасси и лёг на фюзеляж. Экипаж и пассажиры получили ранения и ушибы.
|