Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-2 Уральского ТУ ГВФ в а/п Березово
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  02 апреля 1964 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Березово
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-23769
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Уральское территориальное управление ГВФ, Челябинский ОАО
 


Описание
    1 апреля 1964 г. экипаж Челябинского ОАО после выполнения задания по перевозке рыбы в а/п Тазовское, осуществлял перелёт на базу. При взлёте в а/п Тазовское полётный вес самолёта был 5704 кг (перегруз 454 кг) и центровка 35,8% САХ, вместо предельно допустимой 32%.
    На борту самолёта, согласно сопроводительной ведомости, находилось два пассажира и 500 кг груза, а также неоформленный через отдел перевозок один пассажир (авиатехник), 315 кг служебного груза и 378 кг груза, принадлежащий лично экипажу и авиатехнику.
    После отрыва самолёта командир экипажа почувствовал чрезмерную нагрузку на штурвал, которую снял отклонением триммера руля высоты полностью "от себя" и перемещением авиатехника из района 12 шпангоута к пилотской кабине.
    Вылет самолёта из а/п Тазовское с неоформленным грузом и пассажиром произошёл вследствие грубых нарушений правил перевозки экипажем самолёта и работниками отдела перевозок аэропорта.
    После посадки и ночёвки в а/п Берёзово Тюменской области, где с борта самолёта были сняты два пассажира и 500 кг груза, экипаж 2 апреля вновь взял на борт 5 пассажиров и 73 кг ручной клади.
    В а/п Берёзово командир самолета и второй пилот не оформили через отдел перевозок аэропорта в установленном порядке находившегося на борту авиатехника и 702 кг служебного груза.
    Начальник же перевозок а/п Берёзово, несмотря на предупреждение дежурной по отделу перевозок аэропорта о наличии на борту самолёта служебного и личного груза, не указала в сопроводительной ведомости, мер к оформлению его не приняла.
    Перед взлётом в а/п Берёзово полётный вес самолёта составил 5466 кг (перегруз 216 кг) и центровка 43% САХ (больше предельно допустимой на 11%), которая явилась следствием размещения 200 кг за 15-м шпангоутом, при категорическом запрещении вообще размещать там какой-либо груз.
    Также определила заднюю центровку и лично принадлежащая экипажу рыба в количестве 100 кг, расположенная между 11 и 15-м шпангоутами под полом пассажирской кабины.
    Перед взлётом командир самолета, зная о недопустимо задней центровке и проявляя полную неграмотность в вопросах устойчивости и управляемости самолётом, отдал триммер руля высоты полностью "от себя" и начал производить взлёт.
    Самолёт, пробежав 157 метров, оторвался от земли и перешёл в резкое кабрирование. Полной отдачей штурвала "от себя" восстановить нормальное положение самолёта экипажу не удалось.
    На высоте 8-10 метров командир экипажа убрал сектор газа, самолёт опустил нос, и в 392 метрах от начала разбега ударился о землю и загорелся. При ударе три пассажира (в том числе и авиатехник) получили ранения, остальные пассажиры и экипаж невредимы. Самолёт полностью сгорел.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 6 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-23769
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1954
Заводской номер ВС 13947303
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 662346


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Уральское территориальное управление ГВФ, Челябинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Березово
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Челябинск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами аварии явились:
    - грубейшее нарушение правил загрузки и размещения груза, а также отсутствие расчета центровки самолета экипажем перед вылетом, что привело к недопустимой задней центровке и потере управляемости самолета;
    - отсутствие контроля и соответствующего воспитания экипажей самолетов Ан-2 со стороны командования Челябинского ОАО, а также плохое знание и изучение деловых и моральных качеств командным и политическим составом отряда части летного и технического состава, направляемого на работу в отрыве от базы.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.