Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-18Б Казахского УГА в а/п Алма-Аты
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 ноября 1966 г.
Время:  10:36
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Алма-Ата
Тип ВС:  Ил-18Б
Регистрация ВС:  СССР-75665
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Алма-Атинский ОАО
Рейс:  Х-19
 


Описание
    Экипаж 240 летного отряда производил взлет с МК=50° днем в СМУ. ВПП была покрыта слоем талого снега. Видимость на ВПП с курсом взлета 50° составляла 700 м, что соответствовало минимуму для взлета. В 10:35 экипаж доложил о готовности к взлету. Фактическая погода была: облачность 10/10 кучево-дождевая, разорвано-дождевая, вертикальная видимость 90 м, мокрый снег, дымка, ветер 320° 3 м/с. В 10:36 экипаж приступил к взлету. Пробежав по прямой 150 м от точки старта, самолет отклонился от оси ВПП на 1-2° вправо. В процессе разбега выключился двигатель №3, а его воздушный винт зафлюгировался. Экипаж выключения двигателя не определил. На расстоянии 550 м от точки старта самолет на скорости 160 км/ч правой тележкой сошел на грунт. При этом угол отклонения от оси ВПП вправо составлял 7°. После выкатывания с боковой полосы безопасности КВС не принял решения о прекращении взлета. Бортмеханик флюгирования воздушного винта не установил. Дальнейший разбег производился по грунту с поднятой передней опорой шасси на трех двигателях на взлетном режиме с постепенным уклонением вправо до 15°. Зная, что впереди овраг, КВС на скорости 180 км/ч резко полностью взял штурвал на себя, пытаясь отделить самолет от земли. Не имея достаточной скорости, самолет на больших углах атаки хвостовой частью ударился о бугор высотой 0,7 м в 102 м правее ВПП и в 704 м от точки схода с ВПП. Хвостовая часть отделилась. Затем самолет ударился о берег небольшой реки двигателем №4 и правой и передней опорами шасси. Передняя опора оторвалась. Далее самолет ударился о бугор. Правая тележка шасси и часть правой плоскости с обоими правыми двигателями отделились. Фюзеляж разломился по 56 шпангоуту. Самолет остановился на удалении 1 400 м от начала взлета при боковом отклонении от ВПП 127 м и частично сгорел. 2 пассажира погибли, остальные пассажиры и члены экипажа получили травмы. Бортрадист впоследствии скончался. По данным АМСГ высота снега на травяном покрове составляла 7 см. Вероятная высота снега на ВПП составляла 1-3 см.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 8 1
Пассажиры 60 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа, отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-18Б
Регистрационный номер (id) ВС СССР-75665
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 23.12.1958
Заводской номер ВС 188000704
Наработка ВС (часы) 8407
Наработка ВС (циклы) 4440
Силовая установка Н 2445071 Н 2445070 Н 2445063 Н 2445068


Сведения о рейсе

Номер рейса Х-19
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Алма-Атинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Алма-Ата
Пункт назначения Семипалатинск
Начальный пункт маршрута Алма-Ата
Конечный пункт маршрута Москва (Домодедово)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной летного происшествия явилось уклонение самолета на разбеге в результате выключения двигателя №3 и флюгирования его воздушного винта в условиях ВПП, покрытой мокрым снегом.
    Другие причины:
    1) Недооценка сложности условий взлета при принятии решения о выпуске самолетов в условиях ограниченной видимости и наличия талого снега на полосе со стороны командно-руководящего состава ОАО и а/п Алма-Ата и командира корабля.
    2) Неправильное принятие решения командира корабля на продолжение взлета при уклонении самолета с ВПП на скорости меньше скорости отрыва.
    3) Отсутствие доклада бортмеханика о флюгировании винта.
    4) Наиболее вероятная причина выключения двигателя – попадание мокрого снега и воды с ВПП от колес передней опоры шасси в воздушный тракт двигателя при разбеге самолета. Инженер ЛЭРМ, наблюдая взлеты самолетов, отметил большое количество брызг от шасси, которые могли попасть в двигатели. Он доложил об этом командиру ОАО, который, получив доклад, принял решение выпустить два уже подготовленных самолета (№75882 и 75665) и только после этого приступить к очистке ВПП.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.