Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-12А МТУ СП и МВЛ ГВФ в Измалковском районе Липецкой области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 мая 1961 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Липецкая область, Измалковский район, р-н села Измалково
Тип ВС:  Як-12А
Регистрация ВС:  СССР-44279
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское транспортное управление авиации СП и МВЛ ГВФ, Липецкая ОАЭ
 


Описание
    Пилот Липецкой ОАЭ МТУ СПиМВЛ ГВФ и авиатехник находились с 5 мая на оперативной точке а/д Измалково (Липецкая область) и производили работы по авиаподкормке посевов. 6 мая в 07:35 пилот приступил к выполнению очередных полетов. Выполнив 8 полетов, пилот условными сигналами дал сигнальщикам команду перейти на следующее поле, хотя обработка на участке не была закончена. Произведя посадку и взяв на борт удобрения, пилот снова вылетел на прежний участок, хотя к этому времени сигнальщики с участка ушли. Для окончания обработки участка требовалось выполнить два захода. Пилот выполнил один заход, произвел стандартный разворот на заданной высоте и, переведя самолет на снижение на прямой, обернулся назад для того, чтобы определить наличие удобрений в баке. Отвлёкшись тем самым от управления, пилот допустил потерю скорости самолета, который упал в овраг. От полученных при ударе ранений пилот через 13 часов умер в больнице, не приходя в сознание.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-44279
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 035012


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское транспортное управление авиации СП и МВЛ ГВФ, Липецкая ОАЭ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Измалково
Пункт назначения Измалково
Начальный пункт маршрута Измалково
Конечный пункт маршрута Измалково


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы явилась халатность пилота, который отвернулся назад для проверки остатка химикатов в баке и, отвлекшись от пилотирования самолета, невольно потянул штурвал на себя, что привело к потере скорости самолета и последующему его падению.
    Главной причиной катастрофы явилось наличие грубых нарушений, допущенных при летной подготовке пилота к АХР и плохая организация этих работ:
    - тренировка пилота для подготовки к АХР и межсезонная подготовка были сильно растянуты по времени (с 02.02.1961 по 21.03.1961);
    - пилот ни в 1960 г., ни в 1961 г. в производственных условиях никем из командиров не проверялся. Командир звена не требовал от пилотов осмотра участков на автомашине. Осмотры проводились только с воздуха;
    - инструкцию по обработке данного участка, являющегося сложным, командир звена не составил;
    - проверяя организацию полетов на оперативных точках в апреле и мае 1961 г., командир звена не вскрыл и не устранил допускаемых пилотами грубых нарушений правил полетов;
    - командир АЭ и его заместитель лично организацией полетов и контролем не занимались, переложив эту работу на командиров звеньев;
    - подготовка пилота к вылету 6 мая была произведена плохо. Пилот был выпущен даже без задания на полет. Контроль за полетами не осуществлялся. Пользуясь этим, пилот встал на путь нарушений правил полетов. Вопреки здравому смыслу, он дал указание авиатехнику открыть крышку загрузочной горловины бака и привязать ее проволокой к стойке ветрянки для того, чтобы можно было в полете лучше наблюдать за расходом химикатов. В нарушение установленных правил, хронометраж пилот вёл сам, сознательно занижая фактическое время налета, обрабатывал участок без сигнальщиков, контрольного взвешивания удобрений не производил.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.