Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ил-18Б Московского управления транспортной авиации ГВФ в районе Воронежа
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  02 сентября 1959 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Воронежская область, район Воронежа
Тип ВС:  Ил-18Б
Регистрация ВС:  CCCP-75676
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 63 ао
Рейс:  249
 


Описание
    Экипаж 63 авиаотряда МУТА ГВФ в составе командира корабля, второго пилота, бортмеханика, штурмана, бортрадиста-инструктора, бортрадиста и трех бортпроводников выполнял пассажирский рейс №249 по маршруту Москва (Внуково) – Адлер. На борту находилось 56 пассажиров. Полетный вес при вылете из Внуково составлял 54032 кг, центровка 22,5% САХ.
    Прогноз погоды по маршруту с 08:30 до 11:30 предусматривал: облачность 2-5 баллов слоисто-кучевая и 0-5 баллов перистая высотой 7-8 км, во второй половине маршрута облачность 7-10 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая, верхняя граница облачности 9-10 км, грозовое положение. В облачности болтанка. Высота тропопаузы 10-11 км, к концу маршрута более 12 км. На участке маршрута Кантермировка – Ростов: грозы.
    После набора заданного эшелона 8000 м полет выполнялся в облаках. При устной консультации экипажа дежурный синоптик ЦАМСГ Внуково рекомендовала командиру корабля полет до Воронежа выполнять на эшелоне 10000 м. Руководствуясь этой рекомендацией, экипаж добился разрешения от РДС Воронежа занять эшелон 10000 м, хотя, согласно РЛЭ Ил-18, при данном полетном весе (54032 кг) на такой высоте полет запрещен.
    При подлете к Воронежу, выполняя полет по верхней кромке облачности, самолет временами входил в облачность, при этом наблюдалась болтанка, а в радиотелефонах прослушивались электрические разряды. Об условиях полета экипаж доложил в РДС Воронежа и, испытывая неуверенность, просил указания о дальнейших действиях. Однако РДС Воронежа, не зная метеообстановку и не уточняя ее, не придала значения докладу экипажа и не дала никаких указаний.
    В 09:32 экипаж доложил в РДС Воронеж о пролете Панино в облачности, с незначительной болтанкой, и получил указание продолжать полет в этих условиях до выхода из РДС. Вслед за этим самолет вошел в кучево-дождевую облачность с сильной турбулентностью и подвергся трем последовательным вертикальным броскам. При первом броске самолет оказался на высоте 10700 м, затем резко снизился до высоты 7000 м. При этом непривязанные к креслам пассажиры, незакрепленное бытовое оборудование, личные вещи пассажиров, а также часть панелей отделились от своих мест и оказались у потолка. Одновременно винты крайних (№№ 1 и 4) двигателей самопроизвольно перешли во флюгерное положение. После двух следующих вертикальных бросков самолет оказался на высоте 2800 м и был выведен в горизонтальный полет с отклонением от заданного курса на 70° вправо.
    С разрешения Московской РДС самолет вернулся во Внуково при двух работающих двигателях. На обратном пути во Внуково отказали командные УКВ-радиостанции из-за попадания в штепсельные разъемы, установленные на 56-ом шпангоуте, химических жидкостей, выброшенных из туалетных помещений, и короткого замыкания цепей питания радиостанций. Из-за полученных деформаций силового набора самолет был списан и передан в ВАУ ГВФ (г. Ленинград) как учебное пособие.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 9 0
Пассажиры 56 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-18Б
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-75676
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1959
Заводской номер ВС 189000905
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса 249
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 63 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Внуково)
Пункт назначения Сочи (Адлер)
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Сочи (Адлер)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами аварии самолета являются:
    - руководитель полетов а/п Внуково и командир корабля, зная об отсутствии на самолете радиолокатора, не придали значения наличию циклона южнее Воронежа с кучево-дождевой облачностью и перед вылетом не наметили обходного маршрута;
    - руководитель полетов а/п Воронеж, зная об усложненной метеообстановке в Воронежской РДС, руководства полетами самолетов не осуществлял, радиолокационных наблюдений за их полетами и состоянием атмосферы не производил;
    - прогноз погоды, выданный экипажу, не предусматривал опасных метеоявлений в первой половине маршрута (в районе Воронежа);
    - во время полета самолета состояние погоды работниками АМСГ Воронежа не корректировалось;
    - внеразрядная АМСГ а/п Воронеж не осуществляет обслуживание полетов турбовинтовых и турбореактивных самолетов, пролетающих через РДС Воронежа и не консультирует работников службы движения об изменениях метеообстановки в РДС на высотах более 5000 м.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.