Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Суперджет-100 а/к Якутия в а/п Якутск
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  10 октября 2018 г.
Время:  03:21
Страна:  Россия
Место происшествия:  а/п Якутск
Тип ВС:  Сухой SuperJet 100-95B
Регистрация ВС:  RA-89011
Авиакомпания:  Якутия
Рейс:  R3-414
 


Описание
    Экипаж в составе КВС, второго пилота и трех бортпроводников выполнял рейс R3-414 по маршруту Улан-Удэ – Якутск. На борту находилось 84 взрослых пассажира и 7 детей, 664 кг багажа, 15 кг почты и 364 кг груза.
    Посадка в а/п Якутск производилась на ВПП 23L ночью, при погодных условиях, соответствующих минимуму. Экипаж имел данные о коэффициенте сцепления на полосе, равному 0,45.
    После посадки на ВПП 23L, в процессе пробега произошло выкатывание ВС за пределы рабочей части ВПП и полосы безопасности длиной 150 м. После выкатывания самолет миновал технологический разрыв между полосой безопасности и реконструируемой частью ВПП длиной 30 м. При ударе стойками шасси о выступающий на высоту около 0,4 м торец реконструируемой части ВПП основные стойки шасси сложились по направлению движения ВС. Самолет остановился на реконструируемой части ВПП, опираясь на гондолы двигателей и хвостовую часть, примерно в 60 м от места технологического разрыва, в 10 м левее оси ВПП. Члены экипажа и пассажиры были эвакуированы. 7 пассажиров обратились за медицинской помощью.
    Самолет имеет следующие повреждения: деформирован фюзеляж в носовой части, повреждены топливные баки (течь топлива), основные стойки шасси сложились по ходу движения ВС, пробиты закрылки.
    Авиационное происшествие произошло в 03:21 местного времени.
    По данным акта осмотра летного поля за 04:50 местного времени на ИВПП 23L гололед, средний коэффициент сцепления 0,28.
    Самолет RRJ-95B RA-89011 эксплуатировался с отложенной неисправностью – деактивировано реверсивное устройство двигателя № 2. Согласно ограничениям перечня минимального оборудования выполнение посадки с деактивированными реверсами двигателей допускается при коэффициенте сцепления не ниже 0,4.
    На аэродроме Якутск с мая 2018 года производились работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы (ВПП-05R/23L), в связи чем порог ВПП-05R был перенесен в сторону контрольной точки аэродрома (КТА) на 1150 метров, а располагаемая посадочная дистанция ВПП-23L уменьшена до 2248 метров. Посадка воздушных судов на ВПП-05R запрещена. Информация о введенных ограничениях была включена в НОТАМ А4144/18.
    Посадка производилась в следующих метеоусловиях: ветер: 50° 3 м/с, видимость: более 10 км, облачность: значительная разорванная с высотой нижней границы 600 метров, кучево-дождевая, температура: минус 3°C, точка росы: минус 4°С, давление: QNH 1012 гПа.
    Примерно за 2 часа до авиационного происшествия с самолетом RA-89011 другой самолет «Суперджет» RA-89038 той же авиакомпании выкатился при посадке на обледеневшую ВПП а/п Якутск, однако экипаж, не доложив об этом инциденте, развернулся обратно на ИВПП и произвел руление и съезд на РД. На РД, испытывая трудности с управлением самолетом на обледеневшей поверхности, экипаж сообщил об этом диспетчеру и запросил буксировку.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 91 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/087/report_ra-89011.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Сухой SuperJet 100-95B
Регистрационный номер (id) ВС RA-89011
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 2012
Заводской номер ВС 95019
Наработка ВС (часы) 8168
Наработка ВС (циклы) 3320
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса R3-414
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Якутия
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Улан-Удэ
Пункт назначения Якутск
Начальный пункт маршрута Улан-Удэ
Конечный пункт маршрута Якутск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение
    Причиной авиационного происшествия с самолетом RRJ-95B RA-89011 при выполнении посадки ночью с одним деактивированным реверсом тяги явилась передача экипажу не соответствующей действительности информации о величине коэффициента сцепления, что привело к выполнению посадки на обледеневшую ВПП, средний нормативный коэффициент сцепления которой был менее 0.3, что не позволяло выполнять посадку согласно действующим нормативным документам. Это привело к значительному увеличению посадочной дистанции, выкатыванию самолета за пределы ВПП и столкновению со стыком реконструируемого участка ВПП высотой около 0.4 м, которое привело к разрушению основных опор шасси и повреждению силовых элементов планера с течью топлива без возникновения пожара.
    Способствующими факторами явились:
    - отсутствие соединительного пандуса (не был предусмотрен проектом реконструкции) между действующей и реконструируемой частями ВПП;
    - неэффективность СУБП АО «Аэропорт «Якутск» в части выявления и контроля рисков, связанных с возможностью образования льда на ИВПП, и недостаточный контроль за реализацией СУБП со стороны авиационных властей;
    - ошибочное определение величины Ксц при последнем измерении;
    - неэффективность процедуры удаления льда при очистке ВПП из-за отсутствия на аэродроме химических реагентов для удаления льда и/или тепловых машин;
    - отсутствие информации от экипажа ВС RRJ-95LR-100 RA-89038 о фактическом выкатывании ВС за пределы ВПП, что являлось авиационным инцидентом и подлежало расследованию;
    - непринятие должностными лицами аэропорта и службы УВД должных мер после получения сообщения экипажа ВС RRJ-95LR-100 RA-89038 о низком коэффициенте сцепления.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2020, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.