Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение Як-12А Узбекского ТУ ГВФ и Ту-104А МУТА ГВФ в а/п Ташкент
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 марта 1960 г.
Время:  10:23
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Ташкент
Тип ВС:  Як-12А
Регистрация ВС:  СССР-90616
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское территориальное управление ГВФ, 161 ао
 


Описание
    Экипаж самолета Ту-104А №42459 207 авиаотряда МУТА ГВФ под командованием заместителя командира отряда по летной службе выполнял рейс Дели – Ташкент – Москва. На борту находилось 57 пассажиров и 9 членов экипажа. В 10:23 самолет вырулил на ВПП с МК=76° и экипаж запросил разрешения на взлет. Диспетчер СКП дал такое разрешение. В то же время по рулежной дорожке №2, которая подходит к ВПП в 1250 м от ее начала, выруливал для взлета самолет Як-12, на котором пилот 161 авиаотряда Узбекского ТУ ГВФ должен был выполнить санзадание. На борту самолета находился врач санавиации. Разрешение рулить к ВПП по РД №2 пилоту Як-12 было дано диспетчером КДП. Дав разрешение на взлет самолету Ту-104, диспетчер СКП увидел подруливший к ВПП самолет Як-12 и начал запрашивать: «Какой борт на второй РД?», «Какой маленький на второй РД?». Пилот Як-12 ответил: «90616». Таким образом, диспетчер СКП, занявшись установкой связи и переговорами с пилотом самолета Як-12, отвлекся от наблюдения и руководства выпуском самолета Ту-104, который в это время начал производить взлет. Получив ответ от пилота Як-12, диспетчер СКП, как это подтверждается записью магнитофонной пленки, дал невнятную команду: «Продолжайте…», «На исполнительный». В тот момент, когда самолет Як-12 занял на ВПП исполнительный старт, производящий взлет Ту-104, находясь во второй половине разбега, ударил левой плоскостью по самолету Як-12, который загорелся и почти полностью сгорел. Ударом крыла пассажир-врач был убит, а пилот от полученных ожогов на второй день после авиационного происшествия умер в больнице. Самолет Ту-104 потерпел поломку.
    Как установлено расследованием, руководство вылетом самолетов диспетчером СКП производилось в присутствии и.о. зам. начальника а/п Ташкент по движению, который выполнял обязанности руководителя полетов. Несмотря на явно неправильные команды диспетчера СКП, разрешающие самолету Ту-104 взлетать, а самолету Як-12 занять исполнительный старт, руководитель полетов не вмешался в управление и не запретил взлет самолету Ту-104. Сам руководитель полетов за движением самолетов не следил и увидел их сближение только непосредственно перед столкновением. Со стороны экипажей самолетов была проявлена невнимательность и плохая осмотрительность перед взлетом и при подготовке к взлету.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-90616
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1958
Заводской номер ВС
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КИ 944060


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское территориальное управление ГВФ, 161 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ташкент
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Ташкент
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Столкновение самолета Ту-104 с самолетом Як-12 в а/п Ташкент произошло в результате преступно-халатного отношения к исполнению своих служебных обязанностей со стороны диспетчера СКП и невнимательности и плохой осмотрительности пилотов самолетов.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.