Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ил-18Б Ульяновской ШВЛП ГВФ в Риге
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  13 августа 1961 г.
Время:  01:43
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Рига (Спилве)
Тип ВС:  Ил-18Б
Регистрация ВС:  CCCP-75653
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  ШВЛП ГВФ
 


Описание
    Командир АЭ Ульяновской ШВЛП выполнял учебные полеты на самолете Ил-18 с а/д Румбула. В состав экипажа из 8 человек входили командир корабля-слушатель, инструктор-бортмеханик, слушатель-бортмеханик, инструктор-бортрадист, слушатель-бортрадист, инструктор-штурман и слушатель-штурман.
    В 23:30 12 августа 1961 г. экипаж, в соответствии с планом полетов, произвел вылет с а/д Румбула с целью выполнения заходов на посадку по системе СП-50 на а/д Рига-центральный, в связи с отсутствием этой системы на а/д Румбула. Полеты производились без выполнения посадок. Самолетом управлял командир АЭ, занимавший правое сиденье. На левом сиденье находился командир корабля-слушатель.
    В нарушение существующих правил, полетами на а/д Румбула руководил командир корабля-слушатель ШВЛП из-за отсутствия ночного дежурства на этом аэродроме. Выполняя полеты на а/д Рига-центральный, командир АЭ получил от него сообщение о закрытии а/д Румбула туманом. После этого сообщения командир АЭ решил лично уточнить метеообстановку и возможность посадки на а/д Румбула, на котором фактически полетами никто не руководил. Появившись над а/д Румбула и не запрашивая данных о фактической погоде, командир АЭ без всякого руководства с земли дважды пытался произвести на нем посадку, снижаясь до высоты ниже установленного минимума, но из-за тумана посадку произвести не смог и дал экипажу команду подготовиться к полету на запасной а/д Ленинград. Однако вслед за этим командир АЭ возвратился на а/д Рига-центральный и получил от диспетчера КДП команду следовать в пилотажную зону без указания условий и цели полета. Не поняв решения диспетчера, командир АЭ запросил разрешение произвести заход на посадку и получил ответ от диспетчера: «Вас понял, пролет дальней 180 м». Никто из членов экипажа не знал окончательного решения командира АЭ и только после четвертого разворота они поняли его намерение произвести посадку на а/д Рига-центральный. Естественно, что никакого взаимодействия в экипаже при этом не было. При заходе на посадку никакого радиообмена между экипажем и диспетчером КДП не было. Командир самолета после пролета ДПРМ разрешения на посадку не запрашивал, а диспетчер КДП никаких указаний о разрешении или запрещении посадки не давал. При снижении на посадку самолет на высоте выравнивания вошел в туман и на расстоянии 500 м от начала ВПП коснулся земли передним колесом шасси и правой тележкой основных шасси, на повышенной скорости, при УПРТ=16°. После неоднократных касаний с отделением самолет окончательно приземлился в 250 м от конца ВПП. Выкатившись за границу аэродрома, при пробеге за пределами ВПП, самолет столкнулся с препятствиями и потерпел аварию. При этом командир АЭ проявил полную растерянность и не принял никаких мер для сокращения пробега самолета, не установил УПРТ на 0°, не снял винты с упора, не использовал основные тормоза, а аварийное торможение было применено только после пробега самолетом ограничительных огней торца ВПП.
    Авария произошла в 01:43 ночи 13 августа. Фактическая погода на а/д Рига-центральный за 01:25 была: туман, видимость 900м. В дальнейшем видимость еще более ухудшилась. В 01:50 был туман, видимость 400 м.
    Прогноз погоды, предусматривающий по а/д Рига-центральный туман с видимостью менее 1000 м, а по а/д Румбула ухудшение видимости 1000-1500 м, экипажу не передавался.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 8 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-18Б
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-75653
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1958
Заводской номер ВС 188000502
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка С2043223 Н2943052 Н2943043 О2943041


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение ШВЛП ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Рига (Румбула)
Пункт назначения Рига (Румбула)
Начальный пункт маршрута Рига (Румбула)
Конечный пункт маршрута Рига (Румбула)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Руководитель полетов а/д Рига-центральный полетом самолета не руководил и не знал, где находится самолет, хотя оба аэродрома закрылись туманом. Он разъезжал на автомашине по ВПП для выяснения возможности приема рейсового самолета Ил-14 и лишь случайно не оказался жертвой происшествия.
    Диспетчер КДП категорического приказа следовать на запасной аэродром экипажу не дал, разрешил заходить на посадку в тумане и в дальнейшем посадкой не руководил.
    Командир АЭ самовольно производил посадку на запрещенный для приема самолетов Ил-18 аэродром, чем допустил грубое нарушение требований НПП ГА-58 и приказов ГУ ГВФ.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами аварии являются грубые нарушения в организации и руководстве полетами на а/д Рига-центральный и Румбула.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.