|
|
|
Катастрофа Ан-2 Северо-Кавказского УГА в Тихорецком райое Краснодарского края |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 14 июля 1984 г.
Время: 15:02
Страна: СССР
Место происшествия: Краснодарский край, Тихорецкий район, колхоз Советская Родина, 5 км западнее ст. Архангельская
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-40827
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Северо-Кавказское УГА, Грозненский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 82 летного отряда был выставлен 3 июля на оперативную точку в колхоз «Советская Родина» Тихорецкого р-на Краснодарского края для выполнения АХР по внесению жидких минеральных удобрений. До 14 июля экипаж работал в соответствии с установленными требованиями. Накануне дня АП экипаж проверялся командиром группы, отклонений в технике пилотирования не было.
14 июля экипаж до перерыва на обед выполнил 11 полетов по внесению ЖКУ. К выполнению вечерних полетов экипаж приступил в 14:10. Полеты осложнялись высокой температурой наружного воздуха (+29°). Прогноз и фактическая погода соответствовала минимуму КВС и технологии внесения удобрений.
В нарушение требований НПП ГА-78 на борт во втором полете взят авиатехник. Подготовка к обработке следующего поля со стороны КВС не проводилась. Не было уточнено место расположения нового участка, не определен маршрут и порядок захода на него, не проведены расчеты по загрузке химикатов и количество заходов.
В 14:55 экипаж произвел взлет для обработки поля №8 бригады №3. На борт вновь был взят авиатехник. В нарушение РЛЭ, начиная со взлета до момента АП, самолет пилотировал второй пилот. Производственный полет был совмещен с полетом по осмотру вновь обрабатываемого участка. В дальнейшем второй пилот, не уточнив четко местонахождения сигнальщицы, в нарушение РЛЭ, стал выполнять заход на обрабатываемый участок с правым разворотом почти на 180° в непосредственной близости от начала границы обрабатываемого участка со снижением. КВС, в нарушение требований НПП ГА-78, самоустранился от выполнения своих функциональных обязанностей и не контролировал выдерживание вторым пилотом установленных режимов полета и безопасной высоты. В дальнейшем, при снижении на обрабатываемый участок, после пролета лесополосы на высоте около 10 м, второй пилот, в нарушение РЛЭ, в целях занятия рабочей высоты 5 м, не выведя самолет полностью из правого разворота, допустил резкое (свыше 5 м/с) увеличение вертикальной скорости снижения. В процессе выполнения этой эволюции в условиях небольшого дождя ни КВС, ни второй пилот не контролировали фактическую высоту полета. В результате самолет с правым креном около 12-15° и углом тангажа порядка 15°, с работающим двигателем, на скорости около 160-165 км/ч столкнулся с землей. Удар произошел одновременно правой полукоробкой крыльев, правой основной стойкой шасси и воздушным винтом. После столкновения с землей самолет развернулся вправо на 180°, продвинулся на 75 м и получил значительные разрушения. КВС получил ушибы, второй пилот и авиатехник получили тяжелые травмы, от которых скончались в больнице. Катастрофа произошла в 15:02 в 5 км западнее станицы Архангельская (45°42’ СШ, 40°12’ ВД).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
1 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
выполнение авиаработ |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-40827 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
07.03.1977 |
Заводской номер ВС |
1G174-05 |
Наработка ВС (часы) |
6958 |
Наработка ВС (циклы) |
2018 |
Силовая установка |
К 1624114 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Авиахимработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Северо-Кавказское УГА, Грозненский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы: на развитие аварийной ситуации оказало влияние разрешение КВС на выполнение полета вторым пилотом, не подготовленным к этому согласно действующей программе МГА, самоустранение от выполнения своих функциональных обязанностей, отсутствие контроля за выдерживанием вторым пилотом установленного режима полета. Взятие в нарушение НПП ГА-78 на борт авиатехника способствовало отвлечению внимания как КВС, так и второго пилота. Непосредственное влияние на развитие аварийной ситуации оказало нарушение экипажем РЛЭ, выразившееся в выполнении разворота на обрабатываемый участок более чем на 90° и нарушение РЛЭ, выразившееся в резком увеличении вертикальной скорости более 5 м/с вместо установленной 3 м/с и бесконтрольности со стороны КВС и второго пилота за фактической высотой полета. Невыставление второго сигнальщика на обрабатываемый участок усложнило экипажу выполнение захода на него и способствовало отвлечению внимания. Небольшой дождь незначительно усложнил определение места расположения сигнальщика. Заход на скошенное поле озимой пшеницы в условиях дождя мог затруднить визуальное определение фактической высоты. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы явилось нарушение экипажем РЛЭ Ан-2 п.7.8 «Выполнение полета на АХР», НПП ГА-78 п.3.2.9, 3.3.4, п/п 1,3, выразившееся в невыполнении установленных правил захода на обрабатываемый участок и самоустранение КВС от выполнения своих функциональных обязанностей. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|