Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Северо-Кавказского УГА в Тихорецком райое Краснодарского края
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 июля 1984 г.
Время:  15:02
Страна:  СССР
Место происшествия:  Краснодарский край, Тихорецкий район, колхоз Советская Родина, 5 км западнее ст. Архангельская
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-40827
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское УГА, Грозненский ОАО
 


Описание
    Экипаж 82 летного отряда был выставлен 3 июля на оперативную точку в колхоз «Советская Родина» Тихорецкого р-на Краснодарского края для выполнения АХР по внесению жидких минеральных удобрений. До 14 июля экипаж работал в соответствии с установленными требованиями. Накануне дня АП экипаж проверялся командиром группы, отклонений в технике пилотирования не было.
    14 июля экипаж до перерыва на обед выполнил 11 полетов по внесению ЖКУ. К выполнению вечерних полетов экипаж приступил в 14:10. Полеты осложнялись высокой температурой наружного воздуха (+29°). Прогноз и фактическая погода соответствовала минимуму КВС и технологии внесения удобрений.
    В нарушение требований НПП ГА-78 на борт во втором полете взят авиатехник. Подготовка к обработке следующего поля со стороны КВС не проводилась. Не было уточнено место расположения нового участка, не определен маршрут и порядок захода на него, не проведены расчеты по загрузке химикатов и количество заходов.
    В 14:55 экипаж произвел взлет для обработки поля №8 бригады №3. На борт вновь был взят авиатехник. В нарушение РЛЭ, начиная со взлета до момента АП, самолет пилотировал второй пилот. Производственный полет был совмещен с полетом по осмотру вновь обрабатываемого участка. В дальнейшем второй пилот, не уточнив четко местонахождения сигнальщицы, в нарушение РЛЭ, стал выполнять заход на обрабатываемый участок с правым разворотом почти на 180° в непосредственной близости от начала границы обрабатываемого участка со снижением. КВС, в нарушение требований НПП ГА-78, самоустранился от выполнения своих функциональных обязанностей и не контролировал выдерживание вторым пилотом установленных режимов полета и безопасной высоты. В дальнейшем, при снижении на обрабатываемый участок, после пролета лесополосы на высоте около 10 м, второй пилот, в нарушение РЛЭ, в целях занятия рабочей высоты 5 м, не выведя самолет полностью из правого разворота, допустил резкое (свыше 5 м/с) увеличение вертикальной скорости снижения. В процессе выполнения этой эволюции в условиях небольшого дождя ни КВС, ни второй пилот не контролировали фактическую высоту полета. В результате самолет с правым креном около 12-15° и углом тангажа порядка 15°, с работающим двигателем, на скорости около 160-165 км/ч столкнулся с землей. Удар произошел одновременно правой полукоробкой крыльев, правой основной стойкой шасси и воздушным винтом. После столкновения с землей самолет развернулся вправо на 180°, продвинулся на 75 м и получил значительные разрушения. КВС получил ушибы, второй пилот и авиатехник получили тяжелые травмы, от которых скончались в больнице. Катастрофа произошла в 15:02 в 5 км западнее станицы Архангельская (45°42’ СШ, 40°12’ ВД).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-40827
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 07.03.1977
Заводской номер ВС 1G174-05
Наработка ВС (часы) 6958
Наработка ВС (циклы) 2018
Силовая установка К 1624114


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское УГА, Грозненский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: на развитие аварийной ситуации оказало влияние разрешение КВС на выполнение полета вторым пилотом, не подготовленным к этому согласно действующей программе МГА, самоустранение от выполнения своих функциональных обязанностей, отсутствие контроля за выдерживанием вторым пилотом установленного режима полета. Взятие в нарушение НПП ГА-78 на борт авиатехника способствовало отвлечению внимания как КВС, так и второго пилота. Непосредственное влияние на развитие аварийной ситуации оказало нарушение экипажем РЛЭ, выразившееся в выполнении разворота на обрабатываемый участок более чем на 90° и нарушение РЛЭ, выразившееся в резком увеличении вертикальной скорости более 5 м/с вместо установленной 3 м/с и бесконтрольности со стороны КВС и второго пилота за фактической высотой полета. Невыставление второго сигнальщика на обрабатываемый участок усложнило экипажу выполнение захода на него и способствовало отвлечению внимания. Небольшой дождь незначительно усложнил определение места расположения сигнальщика. Заход на скошенное поле озимой пшеницы в условиях дождя мог затруднить визуальное определение фактической высоты.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилось нарушение экипажем РЛЭ Ан-2 п.7.8 «Выполнение полета на АХР», НПП ГА-78 п.3.2.9, 3.3.4, п/п 1,3, выразившееся в невыполнении установленных правил захода на обрабатываемый участок и самоустранение КВС от выполнения своих функциональных обязанностей.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.