Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ка-32С Ленинградского УГА близ Ловозеро
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 августа 1990 г.
Время:  17:33
Страна:  СССР
Место происшествия:  Мурманская область, 6 км западнее Ловозеро
Тип ВС:  Ка-32С
Регистрация ВС:  СССР-31026
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Ленинградское УГА, Мурманский ОАО
 


Описание
    
    Экипаж выполнял задание по обслуживанию экспедиции геологического института Кольского научного центра – перевозку семи пассажиров с посадочной площадки Рында в аэропорт Кировск. В 16:56 экипаж произвел взлет. Полет происходил на эшелоне 2 400 м с приборной скоростью 160 км/ч. В 17:30:40 близ аэродрома Ловозеро экипаж заметил начавшиеся изменения параметров полета - самопроизвольное изменение оборотов двигателей и несущих винтов и курса вправо (с 225° до 230° за 20 сек) со снижением поступательной скорости и высоты. Экипаж парировал тенденцию изменения курса вправо даче левой педали. Произошло увеличение вертикальной скорости снижения до 4 м/с. Экипаж принял решение на вынужденную посадку в Ловозере. В дальнейшем, в 17:32:42, при возрастании вертикальной скорости снижения до 6 м/с, КВС увеличил общий шаг с 11,5° до 14°, что привело к уменьшению вертикальной скорости до 3,5 м/с и увеличению темпа разворота вертолета вправо, который экипаж пытался парировать дачей левой педали вплоть до упора (в 17:33:18). Однако в 17:33:14, после отворачивания гайки Д2Б2600-189 из-за срезания усика контровочной шайбы, произошло рассоединение кинематики управления верхним несущим винтом и начался существенный рост темпа разворота вправо с 0,25°/с до 12°/с за 15 сек. Увеличение темпа разворота и неуправляемый характер полета был квалифицирован экипажем, как отказ системы управления. В 17:33:32 КВС сначала энергично уменьшил общий шаг НВ до 10°, затем сразу увеличил его до 13,5°. Резкое увеличение шага в сложившейся ситуации привело к схлестыванию и разрушению лопастей несущих винтов. В 17:33:53 вертолет упал на землю, разрушился и сгорел на болотистой местности лесотундры.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 7 7
На земле   0
Всего погибших 11


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-32С
Регистрационный номер (id) ВС СССР-31026
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.06.1989
Заводской номер ВС 6101
Наработка ВС (часы) 711
Наработка ВС (циклы) 717
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Ленинградское УГА, Мурманский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Рында
Пункт назначения Кировск
Начальный пункт маршрута Мурманск
Конечный пункт маршрута Мурманск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     
    Выводы:
    1. Уровень профессиональной подготовки экипажа соответствовал выполнению данного задания. В сложившейся сложной ситуации, переросшей в катастрофическую, экипаж предпринял все меры для предотвращения авиационного происшествия.
    2. Действия служб УВД и метеорологическое обеспечение полета соответствовади установленным требованиям и на исход полета влияния не оказали.
    3. В полете возник неуправляемый разворот вправо, парировать который экипаж не имел возможности. Экипаж действовал в данной ситуации в соответствии со сложившейся обстановкой и управляющими действиями своевременно пытался устранить все возникшие в полете отклонения.
    4. Экипаж принял своевременное решение произвести вынужденную посадку в а/п Ловозеро, но реализовать его не успел ввиду скоротечности развития событий.
    5. Предполагаемой причиной возникновения неуправляемого разворота вправо является уменьшение потребляемой мощности верхним несущим винтом вследствие либо уменьшения общего шага на верхнем винте из-за отказа управления, либо прекращение подачи мощности на ВВ из-за поломки в редукторе.
    6. Предположительно, указанные отказы повлекли за собой увеличение махового движения лопастей несущих винтов, их схлестывание или соударение с хвостовой балкой и разрушение вертолета в воздухе.
    7. РЛЭ вертолета Ка-32 не содержит рекомендаций летному составу по действиям при отказах управления, что могло повлиять на правильность действий экипажа в данной ситуации.
   
    Исследования ГосНИИ ГА установили, что причиной схлестывания лопастей нижнего и верхнего несущих винтов является нарушение управления верхним винтом по каналам общего и дифференциального шага (ОДШ) вследствие отсоединения штока нижнего резьбового стакана механизма ОДШ, вызванного отворачиванием гайки его крепления. Отворачивание гайки произошло в процессе разрушения верхнего ряда двухрядного упорного подшипника 38209, обусловленного, наиболее вероятно, усталостным выкрашиванием тел качения и беговых дорожек в условиях действия высокого уровня контактных динамических нагрузок. Причиной этого могут быть:
    - работа подшипника в условиях неучтенных динамических нагрузок;
    - неправильная сборка узла с перезатяжкой подшипника или установкой его с повышенным осевым люфтом;
    - ухудшение в процессе эксплуатации качества смазки нижнего подшипника из-за конструктивных недостатков в системе смазки нижнего стакана.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2016, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.