Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8Т а/к Полярные авиалинии районе Омска
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  01 июня 2018 г.
Время:  10:22
Страна:  Россия
Место происшествия:  Омская область, Омский район, 2,5 км юго-западнее дер. Трусовка
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-25350
Авиакомпания:  Полярные авиалинии
 


Описание
    Экипаж выполнял задание по перегонке вертолета, отремонтированного на Омском заводе ГА, в аэропорт базирования Якутск. Через 19 минут после взлета с посадочной площадки завода, в горизонтальном полете на высоте около 125 м в воздухозаборник левого двигателя попала птица. Двигатель остановился. Экипаж произвел вынужденную посадку в поле. При посадке вертолет с углом тангажа на кабрирование 8° и левым креном 7°, при поступательной скорости около 50 км/ч ударися хвостовой опорой и лопастями рулевого винта о землю. Произошло разрушение рулевого винта и концевой балки. После этого вертолет грубо приземлился, что привело к разрушению левой опоры шасси и складыванию передней опоры шасси. Развернувшись влево примерно на 110° и проехав по земле правым бортом вперед на нижней части фюзеляжа, вертолет остановился через 35 м от места первого касания. Экипаж и пассажиры (авиатехники) невредимы. Вертолет получил значительные повреждения.
    АП произошло в 10:22 местного времени в Омском районе Омской области (55°13’12.4”СШ, 73°41’33.6”ВД), в 2,5 км юго-западнее дер. Трусовка, на удалении 37 км северо-восточнее КТА а/п Омск (Центральный).
    В воздухозаборнике левого двигателя обнаружены останки хищной птицы средних размеров (канюк).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/377/report_ra-25350.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-25350
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 03.06.1982
Заводской номер ВС 98206730
Наработка ВС (часы) 19256
Наработка ВС (циклы) 27342
Силовая установка С9031235 С90411214


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Полярные авиалинии
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Новосибирск (Толмачево)
Пункт назначения Якутск
Начальный пункт маршрута Омск
Конечный пункт маршрута Якутск


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     Недостатки, выявленные в ходе расследования:
    Научно-техническая комиссия МАК при считывании и анализе информации с СДК-8 отметила, что качество зарегистрированной информации удовлетворительное, за исключением регистрации частоты вращения роторов компрессоров двигателей и несущего винта. Анализ информации показал, что зарегистрированные значения частоты вращения роторов турбокомпрессоров и несущего винта при постоянном общем шаге НВ в течение одного часа полёта при облете 31.01.2018 увеличились примерно на 4 %, а в полёте 01.06.2018 за 20 минут полёта – на 2 %. Это вызвано тем, что в качестве измеряемого параметра использовалось напряжение датчиков Д1-М (Д-2М), которое сильно зависит от температуры окружающей среды, где установлены датчики. По сообщению ПАО «Техприбор» (разработчик СДК-8), еще 20.08.2014 по исключению указанного недостатка выпущено извещение 6Т.1372-14, однако до сих пор нет решения (указания) разработчика вертолета и Росавиации по доработке СДК-8. На данном вертолёте доработка не была выполнена.
    Данный дефект и использование неполного диапазона восьмиразрядного слова (180 кодов из 255 кодов) снижает точность информации (цена одного кода в рабочем диапазоне 90…100 % составляет 1 %) и сильно усложнило работу по определению фактических значений частоты вращения роторов турбокомпрессоров и несущего винта.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авиационное происшествие с вертолётом Ми-8Т RA-25350 произошло при выполнении вынужденной посадки. Необходимость вынужденной посадки была обусловлена самовыключением левого двигателя в полете из-за попадания в воздухозаборник птицы и невозможностью выполнять горизонтальный полёт на одном двигателе при фактической полетной массе и метеоусловиях.
    Причиной АП стали недоученность и поспешные действия КВС после самовыключения левого двигателя при скорости полёта 195 км/ч и истинной высоте полёта 175 м по чрезмерному отклонению ручки «ШАГ-ГАЗ» вниз и удерживанию её длительное время в положении, близком к минимальному, что привело к существенному уменьшению располагаемого времени для подбора площадки, увеличению частоты вращения несущего винта более 102%, снижению частоты вращения ротора турбокомпрессора исправного двигателя до режима малого газа, переходу несущего винта на режим самовращения и последующему снижению вертолёта на режиме авторотации практически до столкновения с землей, что исключило возможность использования мощности работающего двигателя для поддержания оборотов НВ непосредственно в момент приземления.
    Наиболее вероятно, авиационному происшествию способствовало отсутствие натренированности КВС в выполнении посадки с одним работающим двигателем и параметрами полёта (полётная масса, метеоусловия и т.д.), не позволяющими выполнять полёт без снижения, из-за отсутствия в программе тренировки на тренажёре и аэродромной тренировки отработки данного особого случая.
    При фактических действиях КВС, несоответствующих положениям РЛЭ, авиационному происшествию дополнительно способствовало:
    - наличие двух ЛЭП на курсе посадки ВС;
    - невозможность в фактических условиях полёта выполнить разворот и посадку против ветра, что привело к выполнению посадки с превышением ограничений по скорости попутного ветра (5 м/с), фактическая составляющая попутного ветра была 9 м/с.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2020, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.