24 декабря 1933 года во 2-й учебной эскадрилье 3-ей школы ГВФ должны были производиться учебные полеты, но так как условия погоды не благоприятствовали, то они были заменены инструкторской тренировкой. Вертикальная видимость на аэродроме достигала 400 м, горизонтальная видимость – до 4 км, временами легкий снегопад и временные заволакивания уменьшали видимость. Горизонтальная и вертикальная видимость заметно ухудшались в южном направлении от аэродрома, где отсутствовали резкие земные ориентиры и снежный покров земли сливался с горизонтом.
На аэродроме были разбиты два старта, с левого внутреннего старта летал 1-ый отряд на самолетах У-2 и с правого внешнего старта летали 2-й отряд на самолетах П-5. Оба отряда летали с левым кругом со взлетом на северо-запад (на город).
В 12:40 со старта 2-го отряда на самолете П-5 произвел взлет командир 2-го звена с курсантом в задней кабине, имея задание произвести тренировочный полет по кругу. Командир отряда дал указание высоту полета держать в зависимости от облачности, в облачность не входить, не терять из виду аэродром и старт. Произведя нормальный взлет, пилот полетел по кругу с набором высоты. 1-ый и 2-й развороты он выполнил нормально и, набрав высоту 350 м, перевел самолет в горизонтальный полет. Видимость земли все время сохранялась. Приступив к выполнению 3-го разворота, к его концу пилот попал в проходящую облачность и потерял из виду землю. После этого он решил снизиться путем планирования. Сбавив газ, он перевел самолет в планирование, одновременно выбирая штурвал и поддерживая нормальный угол ручкой. Снижаясь, пилот старался найти землю. Перед этим полетом он сделал уже два полета по кругу и был уверен, что на высоте 200-150 м землю увидит. Почувствовав увеличение скорости, пилот взглянул на указатель – скорость была 160 км/ч. Затем, почувствовав задувание, он посмотрел на «пионер» и заметил, что шарик находится в стороне. Пилот дал правую ногу. Шарик пошел к центру. Пилот снова перенес взгляд в поисках земли. Внезапно он заметил темный край оврага и по нему определил, что самолет с большим углом идет к земле. Высота казалась незначительной. Для избежания лобового удара пилот резко выбрал ручку на себя. Последовал удар. Пилот потерял сознание.
Разбитый самолет был обнаружен в поле в 4 км южнее главного аэродрома школы. Пилот и курсант получили тяжелые ранения. Авария произошла в 12:45. Самолет ударился о землю лыжами в момент уменьшения угла пикирования. При ударе он смял шасси и обе полукоробки крыльев и разрушил подмоторную раму. После первого удара самолет перевернулся продолжая разрушаться еще раз.
|