|
|
|
Катастрофа ПЛ-5 Южно-Казахского управления ГВФ в горах Кызылтас |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 25 ноября 1935 г.
Время: 21:55
Страна: СССР
Место происшествия: Казахская АССР, долина г. Корпетай, гоы Кызылтас, 190 км севернее а/п Бертыс (Балхаш)
Тип ВС: ПЛ-5
Регистрация ВС: СССР-Л1980
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Южно-Казахское управление ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 26 транспортного отряда Южно-Казахского ТУ ГВФ выполнял рейсовый полет по маршруту Бертыс – Караганда. Вылет произведен в 12:00 мск (15:00 мск). В 21:55 самолет потерпел катастрофу в 2 км восточнее трассы, в долине горы Корпетай (горы Кызылтас) – 190 км севернее а/п Бертыс. Самолет, по-видимому, пикируя в полете, врезался с работающим мотором в землю. Пилот и три пассажира погибли. Самолет разбит на 100%.
Установлено, что самолет выпущен по следующей метеосводке: а/п Караганда: пасмурно, туманная дымка, видимость 2-4 км, высота облачности 200-300 м, ветер восточный 3 м/с. А/п Бертыс: пасмурно, высота облачности 300-600 м, видимость 10-20 км, ветер северный, северо-восточный 5 м/с. По трассе: пасмурно, низкая облачность, местами туман, северо-восточные ветры.
Самолет выпущен с полной загрузкой, с предельным запасом горючего из расчета слива его части для одного из самолетов, находившихся в Караганде.
Между 19 и 20 часами начальник аэропорта Бертыс справился у радиста о прибытии самолета в Караганду. Радист ответил, что Л-1980 прибыл в Караганду. Начальник аэропорта наличие радиограммы не проверил. В дальнейшем оказалось, что такой радиограммы не было и показания радиста ложные. На основании заявления радиста в последующие два дня нелетной погоды никто в Южно-Казахском управлении не беспокоился насчет самолета. Только 27 ноября по получении начальником а/п Бертыс радиограммы об отправке самолета в Караганду было выяснено, что самолет в Караганду не прибыл.
После вылета самолета пилот встретился со значительными туманами и вместо возвращения в Бертыс или вынужденной посадки пытался обойти их, отклонился значительно к западу, затем на север и с севера на юго-восток, совершив в течение 7 часов ряд зигзагов, из них около 4,5 часов в ночных условиях, на необорудованном и не допущенном для ночных полетов самолете в районе повышенной трудности полета. В результате крайне тяжелых и сложных условий полета и произошла катастрофа.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
3 |
3 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
ПЛ-5 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л1980 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1935 |
Заводской номер ВС |
10109 |
Наработка ВС (часы) |
107 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
04743 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Южно-Казахское управление ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Бертыс |
Пункт назначения |
Караганда |
Начальный пункт маршрута |
Бертыс |
Конечный пункт маршрута |
Караганда |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
1) Непосредственной причиной катастрофы является ошибка в пилотировании в результате вымотанности пилота при полете в исключительно тяжелой и сложной обстановке (туманы, снегопад, ночь, гористо-пустынная местность).
2) Основной причиной катастрофы является недисциплинированность личного состава, выразившаяся в прямом нарушении приказов начальника ГУ ГВФ:
а) самолет выпущен из а/п Бертыс в 15:00 при заходе солнца в Караганде в 17:16 и времени полета по расписанию 2 часа 40 минут (нарушение §§49 и 51 Наставления по летной службе);
б) выпуск в таких условиях самолета, не допущенного к ночным пассажирским полетам (нарушение §§56 Наставления по летной службе);
в) нарушение §18 положения о классификации пилотов ГВФ – пилот III класса допущен к перевозке пассажиров только при благоприятных метеоусловиях, а ночью только с грузом (без пассажиров) при благоприятных метеоусловиях.
3) Кроме того, налицо:
а) неправильный выпуск самолета в полет при данной метеосводке. Учитывая превышение а/п Караганда по отношению к а/п Бертыс на 140 м и пересечения трассы рядом горных хребтов высотой от 200 до 400 м, высота облачности для полета должна быть не менее 150 м над местностью;
б) пилот нарушил указание командира отряда при встрече с туманом, сильным снегопадом или при малейших признаках обледенения произвести возврат или вынужденную посадку.
4) Способствующая причина катастрофы – чрезмерная самоуверенность пилота, имевшего до этого безаварийную работу.
5) Неудовлетворительное метеообеспечение по трассе. Фактическая погода дается только в двух крайних точках, без получения сводок из хотя бы одной промежуточной точки.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|