Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа П-5 Дальневосточного управления ГВФ в районе Николаевска-на-Амуре
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 марта 1936 г.
Время:  14:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Дальневосточный край, Хабаровская область, 12 км северо-западнее а/п Николаевск
Тип ВС:  П-5
Регистрация ВС:  СССР-Л1617
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное управление ГВФ
 


Описание
    Четыре самолета П-5 (Л-1744 - пилот Московдов, Л-1078 – пилот Санин, Л-1617 – пилот Паисьев, Л-1612 – пилот Самойленко) с почтой и грузом в период с 08:35 до 09:00 местного времени вылетели из Хабаровска по трассе Комсомольск – Нижне-Тамбовск – Богородск – Николаевск.
    Сводка погоды была из Хабаровска за 08:30, Комсомольска за 07:00 и Нижне-Тамбовска и Николаевска за 06:00. Во всех пунктах была хорошая погода, кроме Комсомольска, где был туман и видимость 4 км. Прогноз погоды также был благоприятным.
    Самолет Л-1744 первым прибыл в Нижне-Тамбовск и произвел посадку по требованию аэропорта (сигналом). Самолет Л-1617, имея знак пролета, прошел в 11:05 Нижне-Тамбовск. В это же время для дальнейшего полета на Николаевск вылетел Л-1744. Самолет Л-1078, прибыв в Нижне-Тамбовск в 11:16 и произвел посадку, несмотря на выложенный знак пролета, так как пилот имел для него груз. В 11:19 Л-1078 вылетел на Николаевск. Самолет Л-1612 пролетел Нижне-Тамбовск в 11:40.
    По показаниям пилота Московдова, пилот Паисьев (потерпевший катастрофу) на самолете Л-1617 шёл по трассе несколько впереди, на высоте около 200 м. В районе Богородска видимость ухудшилась до 4 км и Московдов потерял Паисиева из виду. В районе селения Маго (35 км северо-западнее Николаевска) при дальнейшем полете Московдова видимость ухудшилась до 1 км, а с севера надвигалась сплошная мгла. Имея по прогнозу из Хабаровска и данным метеосводки из Нижне-Тамбовска в Николаевске видимость до 30 км, Московдов, также как и, по-видимому, Паисьев, принял решение пробить прослойку плохой погоды. Далее полет Московдова проходил в условиях резкого ухудшения видимости. В пурге он налетел на сопку, едва избежав столкновения. Предполагая, что находится над а/д Николаевск, Московдов пошел на посадку и с пологим углом, на малых оборотах мотора, ударился о лёд Амура в 4 км от а/п Николаевск правой лыжей и дужкой правой плоскости. Сломав лыжи, самолет на боку прошел около 30 м и разрушился на 100%. Пилот невредим.
    Самолет Л-1617, по-видимому, в этих же условиях и в это же время потерпел катастрофу на острове реки Амур в 12 км северо-западнее а/п Николаевск. Пилот Паисьев, идя у земли, едва не налетел на сторожку и, перепрыгнув ее, тут же на большой скорости с углом и креном врезался в землю. Катастрофа произошла также на совершенно ровном снеговой поверхности, вполне допускающей производство посадки. Самолет разбит на 100%, пилот убит.
    Пилот Санин на самолете Л-1078 в воротах между сопок у Богородска встретил порывистый ветер. Далее ветер стих, но у села Белая Глинка на реке Амур (60 км юго-западнее Николаевска) пилот снова встретил сильный штормовой ветер, а с севера надвигался густой снегопад. Пилот принял решение произвести посадку на одну из площадок, но при развороте увидел, что сзади Воскресенска сплошь закрыто, и решил тогда сесть на известное ему большое поле на левой стороне Амура. Снижаясь в пурге при потере видимости, резких бросках порывистого ветра, пилот потерял землю. Самолет в 2,5 км юго-восточнее пос. Тыр зацепил правым крылом за снег и врезался мотором. Самолет разбит на 100%, у пилота незначительный вывих шеи.
    Пилот Самойленко на самолете Л-1612, встретив сплошную облачность и едва не налетев на сопку, пользуясь приборами слепого полета, набрал высоту 800 м и, уловив момент некоторого прояснения, определив ориентировку, совершил посадку в бухте Каки (17 км западнее Николаевска). При улучшении погоды он в 15:00 перелетел на а/д Николаевск.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС П-5
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1617
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1934
Заводской номер ВС 9426
Наработка ВС (часы) 717
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 03185


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Хабаровск
Пункт назначения Николаевск-на-Амуре
Начальный пункт маршрута Хабаровск
Конечный пункт маршрута Николаевск-на-Амуре


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы и аварий самолетов П-5 явились:
    1) Резкое непредвиденное ухудшение погоды на трассе, охватившее район от Воскресенска за Николаевск.
    2) Отсутствие штормовых предупреждений со стороны АМБ и МС метеослужбы в адрес аэропортов трассы, что надо отнести к недочетам постановки метеообслуживания Сахалинской воздушной трассы.
    3) Отсутствие организации и обеспечения надежной связью КСП на данном отрезке воздушной линии и организации передачи распоряжений по телеграфным и телефонным проводам на посадочные площадки.
    Заключение Главной инспекции ГВФ:
    1) Непосредственной причиной всех трех происшествий являются неожиданные столкновения с землей на бреющем полете и при вынужденных посадках в условиях отсутствия видимости земли из-за густого снегопада.
    2) Основными причинами происшествий являются:
    а) совершенно неудовлетворительное состояние летной работы на линии Хабаровск – Сахалин, в частности совершенно неудовлетворительная организация служебной связи и метеослужбы;
    б) легкомысленное, безответственное отношение к порученной работе начальников аэропортов Нижне-Тамбовск и Николаевск и работников связи и метеослужбы указанных портов;
    в) недисциплинированность пилотов, выразившаяся в нарушении Наставления по летной службе – продолжении полета, и к тому же на малой высоте, при встрече плохих условий погоды и производство посадки (пилот Московдов) при отсутствии видимости земли;
    г) неумение пилотов летать «вслепую».
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.