Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа К-5 Московского управления ГВФ в Харькове
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 ноября 1937 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Харьковская область, 4 км западнее а/п Харьков
Тип ВС:  К-5
Регистрация ВС:  СССР-Л561
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление ГВФ
 


Описание
    Экипаж 1-го транспортного отряда Московского управления ГВФ в составе пилота и второго пилота выполнял грузовой рейс по маршруту Москва – Харьков. На борту находился груз – 52 чушки баббита весом 499 кг. После ночевки в а/п Орёл в 09:10 экипаж вылетел в Харьков. Перед вылетом пилот Кирпичников получил летную метеосводку и прогноз погоды. К концу полета погода стала резко ухудшаться. Около 12часов, подлетая к а/п Харьков в условиях густого тумана, самолет наскочил на трубу кирпичного завода №6, расположенного в 4 км западнее аэропорта. Отбив о кирпичную трубу высотой 60 м 1,5 м консольной части правого крыла, самолет резко свалился на правое крыло и почти вертикально ударился им о землю на территории заводского огорода, в 150 м от трубы. Смяв крыло, самолет опрокинулся на спину и полностью разрушился. Оба пилота погибли (пилот Кирпичников скончался в больнице через 1 час после катастрофы, не приходя в сознание, второй пилот (женщина) умерла на месте). Возникший пожар вскоре был потушен подбежавшими рабочими завода, не распространившись дальше отсека пилотской кабины. По показаниям очевидцев, в последний момент пилот дал самолету резкий левый крен, пытаясь избежать удара о трубу.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС К-5
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л561
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1933
Заводской номер ВС 52
Наработка ВС (часы) 2291
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 03210


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Орёл
Пункт назначения Харьков
Начальный пункт маршрута Москва (аэропорт неизвестен)
Конечный пункт маршрута Харьков


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено, что в 11:30 г. Харьков с прилегающими к нему аэродромами был охвачен сплошным туманом, о появлении которого своевременных предупреждений Харьковский аэропорт не получал, хотя в 11 часов туман появился уже в Балаклее, а в 11:15 в Изюме. Своевременная передача штормового предупреждения из данных пунктов позволила бы дать указание в Белгород об обязательной посадке там идущих на Харьков самолетов, что предупредило бы катастрофу самолета К-5 и вынужденные посадки еще двух самолетов. Дежурный синоптик сектора службы погоды, получив за период с 05:16 до 12:55 13 штормовых предупреждений с целой группы станций о наличии тумана, не сделала никаких предупреждений Харьковскому аэропорту об опасных метеоявлениях. Синоптики Харьковского аэрометбюро также проявили исключительную безответственность, не приняв никаких мер к предупреждению аэропорта о надвигающемся тумане.
    Самолет радиостанции на борту не имел, поэтому предупреждение о тумане принять не мог и по радиомаяку ориентироваться также не мог.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение Главной инспекции ГВФ:
    Непосредственной причиной катастрофы является столкновение самолета в условиях полета в густом тумане с заводской трубой.
    Основными причинами катастрофы являются:
    а) Преступная небрежность работников Харьковского управления Гидрометслужбы, выразившаяся в недаче Харьковскому аэропорту своевременных штормовых предупреждений;
    б) Нарушение экипажем статей 191, 192 и 194 Наставления по летной службе – снижение для выхода из облаков без внесенных поправок на показания высотомера.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.