|
|
|
Катастрофа ПС-9 Таджикского управления ГВФ в районе Куляба |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 29 мая 1941 г.
Время: 11:10
Страна: СССР
Место происшествия: Таджикская ССР, Кулябская область, 18 км северо-западнее а/п Куляб, р-н колхоза Большевик Колхозабадского района
Тип ВС: ПС-9
Регистрация ВС: СССР-Л112
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Таджикское управление ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 23 тао Таджикского управления ГВФ в составе пилота и второго пилота выполнял третий в день рейс с пассажирами по трассе Сталинабад – Куляб. В 08:00 мск (11:00 местного времени) самолет вылетел в обратный рейс из Куляба. На борту находилось 9 взрослых пассажиров, 2 ребенка и 265 кг багажа. Полетный вес 6184 кг был в пределах допустимого.
Около 12 часов местного времени самолет был обнаружен на трассе в 18 км северо-западнее а/п Куляб, в урочище Саркез у колхоза «Большевик» Пахтаабадского сельсовета Колхозабадского района Кулябской области. Врезавшийся лобовым ударом в крутой склон (около 60°) в 15 м от его вершины самолет находился на краю пересеченного горного плато. Все находившиеся на борту 13 человек погибли. Катастрофа произошла в 08:10 мск.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
11 |
11 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
ПС-9 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л112 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1931 |
Заводской номер ВС |
112 |
Наработка ВС (часы) |
5387 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
01319 06599 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Таджикское управление ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Куляб |
Пункт назначения |
Сталинабад |
Начальный пункт маршрута |
Куляб |
Конечный пункт маршрута |
Сталинабад |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Выводы:
а) Ввиду гибели экипажа и пассажиров, разрушения самолета, причины катастрофы могут быть установлены предположительно на основе осмотра самолета, места катастрофы, анализа барограммы, всех косвенных обстоятельств, а также географических и климатических условий местности.
Катастрофа произошла при следующих обстоятельствах: вылетев с а/д Куляб в соответствии с имеющейся инструкции по эксплуатации неполноценного аэродрома, утвержденной в 1939 г., пилот, сделав правый разворот, лёг на курс с набором высоты. Пролетая над плато высотой 940 м над уровнем а/д Куляб и на истинной высоте 700 м (согласно барограмме), вследствие отказа мотора (или моторов) пилот был вынужден планировать на посадку, имея перед собой относительно ровную площадку размерами 500х800 м на плато. Планирование производилось с выбранным стабилизатором с вертикальной скоростью снижения 10-12 м/с. Расчет на посадку производился с прямой с незначительным доворотом влево на 10-15°. Однако расчет, который мог быть верным в аэродромных условиях, здесь оказался неточным вследствие нахождения плато на высоте 900 м над уровнем моря, окруженного холмами и предварительно сильно нагретого при температуре +50°С. Восходящие потоки воздуха в момент выравнивания приподняли самолет и тот пронесся через всю площадку. При этом пилот, очевидно, имел уверенность перетянуть последующий склон, отделявший его от хлопковых полей, лежащих под склонами плато в долине реки Кзыл-Су. При пересечении оврага самолет неожиданно был брошен нисходящим потоком вниз и пилот был поставлен перед угрозой лобового удара в крутой склон горы, не успевая ни отвернуть, ни набрать 20-30 м высоты, потребной для перетягивания гребня плато. В последний момент пилоты успели ударом по лапкам зажигания выключить правый мотор полностью и левый не полностью.
б) Основной причиной катастрофы является сдача мотора, повлекшая за собой вынужденную посадку на пересеченную местность на значительной высоте над уровнем моря. Лобовой удар самолета в гору был следствием резко различного, интенсивного нагрева земной поверхности в середине дня на самом горном плато, окруженном холмами, создавшего сильные восходящие потоки на плато и нисходящие потоки в овраге за склоном холма. В результате этого выровненный для посадки самолет, будучи приподнятым восходящими потоками, пролетел площадку на значительной высоте (около 10 м), а, пролетев холм возле оврага, нисходящим потоком был брошен вниз и врезался в крутой склон оврага.
На самолете были установлены два мотора М17Ф №01319 (1 капитальный и 6 заводских ремонтов) и №06599 (6 заводских ремонтов). Наработка после последнего ремонта каждого мотора составляет 21 час 35 минут.
Наиболее вероятной причиной предполагаемого прекращения подачи горючего в мотор, вызвавшего его отказ, является:
а) заедание иглы карбюраторов вследствие наличия пояска на отшлифованной поверхности иглы. Поясок не мог образоваться за 25-30 часов работы мотора и является результатом плохой шлифовки сработанности иглы по окружности на ремонтном заводе №89;
б) заедание на оси поплавка правых карбюраторов: ось имеет неровности, небольшие раковины, потертость и плохую шлифовку при установке ее в карбюратор на заводе №89, производившем ремонт.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|