2 октября 1941 г. командир 3 отряда Особой авиагруппы связи ГВФ дал задание пилоту вместе с бортмехаником выполнить рейс Москва – Архангельск – Москва. Полет имел целью доставить фельдъегеря НКВД с документами Главного управления связи Красной Армии. В качестве пассажиров на борту находились двое работников Главного управления Оборонстроя НКВД СССР.
В 13:10 пилот на самолете ПС-43 Л-3031 вылетел из Москвы и в 17:30 прибыл в Архангельск. О цели полета и о своем прибытии пилот доложил дежурному диспетчеру а/п Архангельск и сообщил, что вместе с фельдъегерем он должен 3 октября в 09:00 вылететь обратно в Москву. Заявка на вылет в 9 часов 3 октября была принята, но ввиду плохой погоды в Архангельске и по трассе Архангельск – Москва вылет был отложен и перенесен на 4 октября на 9 часов.
3 октября в 23:00 заместитель начальника штаба авиадивизии ВВС КА в Архангельске позвонил комиссару Особого Северного отряда ГВФ и передал ему по распоряжению командующего ВВС АрхВО на самолете ПС-35 доставить в Москву депутата Верховного Совета СССР тов. Тойво Антикайнена. Комиссар отряда доложил, что на аэродроме нет пассажирского самолета ПС-35, а есть почтовый самолет ПС-43, не приспособленный для перевозки пассажиров. Заместитель начальника штаба авиадивизии ВВС КА в Архангельске доложил об этом командующему ВВС АрхВО, после чего комиссар отряда получил задание доставить тов. Антикайнена в Москву на самолете ПС-43. Комиссией установлено, что никто из командного состава ВВС АрхВО не имел ни малейшего представления о самолете ПС-43 и только предполагал, что это двухмоторный пассажирский самолет, так как в ВВС КА этих типов самолетов никогда не было.
4 октября в 09:55 тов. Антикайнен с секретарем обкома Парфеновым и работником обкома Будановым прибыли на аэродром Архангельск (Кегостров). Комиссар Особого Северного отряда ГВФ лично предупредил Антикайнена, что самолет ПС-43 не приспособлен для перевозки пассажиров, посоветовал отложить полет до 5-го числа и вылететь самолетом ПС-84, так как в это время из Москвы уже вылетели четыре таких пассажирских самолета с английской и американской делегациями, приезжавшими на конференцию в Москву. Тов. Антикайнен заявил, что ему необходимо очень быстро добраться в Москву и полет отложить он не может.
Из показаний обслуживающего персонала аэропорта Кегостров следует, что материальная часть самолета была в порядке, как во время рейса Москва – Архангельск 2 октября, так и при вылете из Архангельска. Никаких ненормальностей не было. Бортмеханик экипажа лично подготавливал самолет к вылету на 3-е, затем на 4 октября. Перед вылетом работа мотора была проверена бортмехаником и затем пилотом.
После опробования мотора на земле пилот в 10:05 вылетел на Москву с бортмехаником, тов. Антикайненом, фельдъегерем и начальником санчасти особого Северного отряда ГВФ на борту.
Прогноз погоды перед вылетом по маршруту Архангельск – Вологда был следующим: облачность сплошная, слоистая, дождевых форм, высотой 150-200 м с постепенным повышением от Емца до 200-300 м, дождь, видимость 4-2 км, ветер западной четверти 18-25 км/ч, температура воздуха +5…7°С.
Летному составу, в том числе пилоту ПС-43, было дано штормовое предупреждение, что в районе Архангельска ветер усилится до 14-16 м/с с порывами до 18 м/с.
Фактическая погода за 10:00 в районе Архангельска была: облачность 10 баллов высотой 200 м, видимость 3 км, дождь, ветер северо-западный 13 м/с, порывы до 18 м/с. В районе Емца облачность 10 баллов высотой 300 м, видимость 3 км, ветер северо-западный 4 м/с.
Пробыв в воздухе 12…15 минут, пилот, по-видимому, из-за ухудшения погоды, решил вернуться в Архангельск. Не долетая 10 км до Архангельского аэропорта (Кегостров), пилот заметил строящийся аэродром (строительство НКВД №203, объект №178), пригодный для посадки, и решил произвести на него посадку. Подойдя к аэродрому с курсом 45°, пилот выпустил шасси и стал заходить на посадку строго против ветра, но при первом заходе посадку не произвел ввиду того, что на площадке находились рабочие с подводами. При заходе на второй круг на высоте 40…50 м пилот допустил крутой разворот с последующим переворотом вверх колесами и, потеряв скорость, ударился о землю. При ударе о землю самолет сделал обратный капот и загорелся. Бортмеханик был выброшен вместе с фонарем кабины на 10 м от самолета, ударился головой в дерево и был убит. Остальные 4 человека погибли при ударе в самолете. Катастрофа произошла в 10:34 на 10-м километре железнодорожной ветки Исакогорка – Молотовск.
Разборка и осмотр мотора показали, что он был в исправном состоянии и работал до удара о землю нормально.
Комиссия пришла к заключению, что при наличии порывистого ветра, доходившего до 18 м/с, потеря всякой управляемости самолета возможна, так как заход на развороте был совершен со скоростью менее 180 км/ч. Если пилот не успел убрать закрылки, выпущенные при первом заходе, то явление переворота самолета еще более вероятно, так как момент запаса элеронов у самолета ПС-43 невелик, а при выпущенных закрылках скорость при развороте не превышала, очевидно, 120-130 км/ч, при которой самолет в поперечном отношении почти неуправляем, что подтверждается госиспытаниями и специальными исследованиями на боковую устойчивость, производившихся в НИИ ГВФ в 1940 г.
|