Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа ПС-41 8 ОАП ГВФ в районе г. Лебедин
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  03 ноября 1943 г.
Время:  15:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Сумская область, Лебединский район, р-н х. Шевченко, 16 км от г. Лебедин
Тип ВС:  ПС-41
Регистрация ВС:  СССР-Л3534
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  8 ОАП ГВФ
 


Описание
    Утром в 07:50 получен прогноз погоды по всем предусмотренным заданием на полеты маршрутам, что до 11:00 туман с видимостью менее 500 м. В 11:30 был получен второй прогноз сроком действия с 11 до 16 часов: преимущественно ясно, видимость в 1-й половине срока 1-3 км (дымка), во второй половине срока – хорошая видимость. На участке Курск – Москва: облачность 5-8 баллов высотой 600-1000 м, дымка, видимость 2-4 км, ветер слабый.
    С 13:00 до 14:30 все самолеты 1-й АЭ вылетели на задания. Три самолета ПС-41 1-й АЭ 8 ОАП ГВФ вылетели по маршруту Варва (район Прилук) – Курск – Гоголев (район Киева) для доставки центральной печати из Курска в Гоголев (взлеты в 13:50, 14:00 и 14:10). Ввиду отсутствия фактической погоды в Курске командир эскадрильи дал указания летчикам при встрече на маршруте тумана и ухудшения видимости возвращаться на базу или произвести посадку на ближайшем по маршруту аэродроме. В 14:22 пилот ПС-41 Л-3534, вылетевший в 14:10, сообщил, что возвращается ввиду плохой погоды. В 14:30 он сообщил, что находится над аэродромом и в 14:32 запросил пеленг (ЩДР). Пеленг был ему дан 60°. В дальнейшем связи с бортом не было.
    Вылетевший первым ПС-41 вернулся на базу в 14:45 из района Ромны ввиду тумана. Второй и третий самолеты на базу не вернулись и связи с ними не было. Пилот второго самолета вышел на связь на следующий день в 15:30 и сообщил, что вылетел из Курска в 15:20 в Гоголев. В 17:20 он вернулся на базу после выполнения задания и сообщил, что 3 ноября произвел вынужденную посадку в 45 км юго-восточнее Курска из-за тумана и вылетел в Курск 4 ноября.
    5 ноября получено сообщение, что 3 ноября около 15:00 третий самолет ПС-41 Л-3534 потерпел катастрофу в 16 км от города Лебедин, у х. Шевченко. Экипаж в составе пилота, бортмеханика и бортрадиста и пассажир, инженер 8 ОАП ГВФ, погибли.
    Комиссия установила, что, вылетев с базы в Варве в Курск и встретив по маршруту плохую погоду, пилот вернулся к аэродрому, решив, вероятно, идти в Курск через Лебедин по хорошо известному ему по предыдущим полетам маршруту. Приняв это решение и сделав круг над аэродромом, он лёг на курс на Лебедин. Встретив в районе Лебедина полосу приподнятого тумана и моросящего дождя, распространяющегося в радиусе 50 км от г. Лебедин, пилот принял решение идти под туманом, снижаясь до высоты 10-15 м. Идя с небольшим снижением на уменьшенных оборотах моторов, он подошел к х. Шевченко и увидел впереди себя овраг и на его противоположной, более высокой стороне, ветряную мельницу и скирды скошенной пшеницы. Чтобы не врезаться в указанные препятствия, пилот резко взял штурвал на себя и вошел в туман. Боясь потерять скорость и землю, он также резко отдал штурвал от себя и, не успев вывести самолет из пике, врезался в землю с углом 60-70°, на 700 м перелетев мельницу. Самолет разрушился и полностью сгорел.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПС-41
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л3534
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 11.12.1939
Заводской номер ВС 7/215
Наработка ВС (часы) 801
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 823-298 023-1689


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 8 ОАП ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Курск
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Неправильный прогноз погоды, выданный метеослужбой 2-й ВА.
    2) Ошибка пилота в технике пилотирования при слепом полете на малой высоте.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.