|
|
|
Катастрофа По-2С Дальневосточного управления ГВФ в районе Усть-Дымо |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 29 августа 1946 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Амурская область, Шимановский район, река Зея, р-н пос. Усть-Дымо
Тип ВС: По-2С
Регистрация ВС: СССР-К650
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Дальневосточное управление ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 247 отряда спецприменения ДВУ ГВФ Жданков выполнял полет по маршруту а/п Октябрьский - а/п Свободный и обратно. Около 16:45 он вылетел из а/п Октябрьский в а/п Свободный с двумя пассажирами. С интервалом 3-5 минут вслед за ним по тому же маршруту вылетел пилот Мартышев, который вскоре нагнал самолет Жданкова и вышел вперед, став ведущим. В районе пос. Усть-Дымо (на реке Зея) пилоты встретили мощно-кучевую облачность с ливневыми осадками. Пилот Жданков решил пристроиться к самолету Мартышева, считая таким образом несколько облегчить себе полет, положившись на опыт ведущего. В момент, когда пилоты обходили отдельные грозы, интервал в строю был 20-30 м. Пилот Мартышев, имея большой опыт летной работы, вместо того, чтобы принять правильное решение вернуться на аэродром вылета и таким образом показать пример малоопытному пилоту Жданкову, решил упорно продолжать полет, увлекая за собой Жданкова, пока оба не попали в сильный ливень. Только в этот момент пилот Мартышев принял запоздалое решение вернуться и дал знать Жанкову покачиванием крыльев о возврате. В развороте Мартышев потерял высоту с 450-400 м до 130-140 м. Самолет Мартышева в произвольном падении случайно оказался в полосе хорошей видимости и на высоте 50-70 м был приведен в нормальное положение. После разворота Мартышев самолет Жданкова не видел, вследствие осложнившейся метеообстановки искать его не решился и вернулся на аэродром вылета. Пилот Жданков из этой тяжелой обстановки выйти не смог. При развороте самолет Жданкова попал в ненормальное положение и упал в реку Зея. Пилот и пассажиры погибли.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
По-2С |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-К650 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.04.1945 |
Заводской номер ВС |
943614 |
Наработка ВС (часы) |
936 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
19001 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Дальневосточное управление ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Октябрьский |
Пункт назначения |
Свободный |
Начальный пункт маршрута |
Октябрьский |
Конечный пункт маршрута |
Свободный |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено, что в 08:21 мск в Октябрьский было передано штормовое предупреждение о надвигающейся грозе и прогноз погоды по трассе с 15 до 18 часов: облачность 7-10 баллов кучево-дождевая, мощно-кучевая высотой 300-600 м, временами ливневый дождь, видимость 10 км, при дожде 4-10 км, ветер юго-восточный умеренный.
В 09:31 получена радиограмма из Свободного: «Машины нам не выпускайте ввиду грозовой деятельности». Начальник радиостанции попытался по телефону передать штормовое предупреждение на аэродром и на метеостанцию, но никто не снял трубку. На этом он успокоился, продолжая работу.
Через 20 минут после получения штормового предупреждения на радиостанцию пришла техник-наблюдатель АМСГ, которая, взяв лист бумаги и приняв штормовое предупреждение за заголовок к прогнозу погоды, списала только прогноз погоды. Дежурный синоптик, получив вышеуказанный прогноз погоды, в котором предусматривалась мощно-кучевая облачность 300-600 м с кратковременными ливневыми осадками, не придала этому значения и не учла при составлении прогноза для вылетающих пилотов, и выписала следующий прогноз с 16:30 до 20:00 – облачность слоисто-кучевая 3-7 баллов и средняя высотой 600-1000 м, без дождя, видимость более 10 км.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основными причинами катастрофы являются:
а) неоправдавшийся прогноз погоды, выданный синоптиком АМСГ а/п Октябрьский, которая, благодаря халатности пренебрегла полученным из а/п Свободный прогнозом, также сама халатно и безграмотно отнеслась к анализу синоптических карт, чем дезориентировала пилотов, считавших встреченные ими грозы не фронтальными;
б) нарушение пилотами Жданковым и Мартышевым минимума погоды и §§ 55, 58, 7 Наставления по летной службе;
в) отсутствие должной дисциплины, четкости и чувства ответственности у работников а/п Октябрьский, вследствие чего не было вручено штормовое предупреждение.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|