Группа самолетов Ил-4 104 авиаполка 73-ей ВАД АДД, летевшая из Иркутска 23 мая 1944 г, запросили посадку в а/п ГВФ Новосибирск. Диспетчер, руководствуясь инструкцией по эксплуатации аэродрома, запрещающей эксплуатацию с него самолетов Ил-4, запретил посадку, приказав идти в Толмачево. Командир эскадрильи это приказание не выполнил и произвел посадку в а/п Новосибирск.
24 мая вылет Ил-4 был назначен на 02:00 мск, но был задержан в связи с радиационным туманом. В 03:30 на зондирование атмосферы выпущен самолет П-5 ГВФ. В 03:45 вырулили на старт для тренировочных полетов самолеты У-2 тренировочного отряда ЗСУ. В это время дежурный по аэропорту выехал на автомашине на старт и предупредил руководителя учебных полетов не производить полеты при выпуске Ил-4. Они по согласованию с дежурным по аэропорту взлетели перпендикулярно разбитому старту.
В 08:00 вылетели на Свердловск два самолета Ил-4. В это время разбитый старт был временно закрыт. 3 самолета Ил-4 не могли вылететь вместе с первыми двумя по причине отсутствия сжатого воздуха, своевременно не накачанного в бортовые баллоны самолетов.
В 08:20 оставшиеся три самолета запустили моторы для руления и взлета по направлению выбранного ранее старта. Командир АЭ Ил-4 в это время был занят разговором с пилотом С-47 и вылетом первого самолета Ил-4 не руководил. Командир первого взлетавшего самолета, вырулив на взлет, пошел взлетать без дачи старта командиром АЭ (дежурный по аэропорту в это время у самолетов Ил-4 не был). В период взлета Ил-4 основной старт не был закрыт. Перед началом разбега Ил-4 произвел посадку П-5, возвратившийся с зондирования атмосферы. В момент начала заруливания П-5 на нейтральную полосу производивший разбег Ил-4 ударил левой плоскостью своего самолета самолет П-5. При ударе оба самолета загорелись. Пилот П-5 был убит, бортрадист доставлен в больницу. Командир и бортмеханик Ил-4 получили ушибы и ожоги, бортрадист выпрыгнул из самолета и остался невредим. Самолеты Ил-4, зав. № 5413912 и П-5 СССР-Т1700 разрушены и сгорели.
|