Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа МП-1бис Обского авиаотряда ЗСУ ГВФ в Микояновском районе Тюменской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 октября 1944 г.
Время:  10:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, Остяко-Вогульский нац. округ, 15 км юго-западнее н.п. Лорба, Микояновский район
Тип ВС:  МП-1бис
Регистрация ВС:  СССР-Л2950
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское управление ГВФ, Обский авиаотряд
 


Описание
    На самолете МП-1бис Л-2950 рейсом Тюмень – Салехард вылетала комиссия Обского авиаотряда ЗСУ ГВФ во главе с командиром отряда Дубенским для проверки подготовки портов трассы к зиме. Перед вылетом Дубенский подошел к командиру корабля Тимлеру и спросил его, какое место он может занять в пилотской кабине. Командир корабля, видя перед собой командира отряда, ответил, что он может занять любое место. Дубенский вошел в пилотскую кабину и занял левое сиденье (первого пилота), не имея на то никакого права, так как на самолет МП-1 он выпущен не был ни первым, ни вторым пилотом. Кроме того, командир отряда не имел при себе пилотского свидетельства, которое впоследствии оказалось просроченным. Командир корабля, видя, что его место занято, не возражал командиру отряда и занял место второго пилота, считая себя с этого момента формально вторым пилотом.
    Самолет вылетел в рейс по маршруту Тюмень – Тобольск – Самарово – Березово – Салехард – Березово (с 7 по 10 октября). Находясь в Березово, 11 октября экипаж с вылетом задержался из-за плохой погоды по трассе. Начальник а/п Самарово Мальцев А.К., зная о предстоящем вылете к ним самолета МП-1, уехал в город, самоустранившись от работы.
    Получив прогноз погоды и придя на самолет, пилот Тимлер увидел Дубенского, сидящим на месте первого пилота. Так как погода по трассе ожидалась переменной, Тимлер спросил Дубенского, не лучше ли ему (Тимлеру) сесть на левое сиденье. Дубенский не согласился, заявив, что «он с полетом справится».
    В 08:30 самолет вылетел из Березово. Пролетев Кондинск в 09:40, самолет пошел в мокрый густой снегопад, постепенно увеличивающийся с резким ухудшением видимости до 100 м, что прогнозом погоды не предусматривалось. Вместо принятия решения о возврате или производстве вынужденной посадки, полет был затянут в надежде выйти на хорошую погоду, так как на борт самолета давалась летная погода и к тому же прогноз был летным. Дубенский, не имея опыта работы в рейсовых условиях, управляя самолетом, уклонился на запад. Тимлер видел это и пытался поправить Дубенского, стараясь не потерять визуальную ориентировку. Полет самолета был переведен на высоту около 30 м (стоявший на самолете барограф не работал). Вскоре пилоты, оторвавшись от реки и потеряв детальную ориентировку, ушли на запад от трассы на 40-45 км. В это время Дубенский, чувствуя, что с полетом не справится, передал управление самолетом Тимлеру. Увлекшись полетом, Дубенский и Тимлер не заметили, что температура охлаждающей воды в моторе начала падать. Бортмеханик Евсеевский и старший инженер отряда Лихошерстов находились в предбаковом отсеке и обратили на это внимание, наблюдая в иллюминатор. Лихошерстов вырезал иллюминатор сзади Дубенского и передал ему записку, чтобы тот закрыл жалюзи радиатора, что Дубенский и сделал. В это время температура воды мотора была 40°. В связи с имевшейся большой влажностью воздуха и температурой наружного воздуха -3°С начали обледеневать диффузора карбюратора. Пониженная температура воды мотора этому способствовала. Вскоре мотор начал плавно сдавать обороты с плавным сбавлением наддува. Впереди лежало болото, над которым самолет летел на высоте 5-6 м. Тимлер предложил Дубенскому произвести посадку, но Дубенский на это не согласился. Пролетев болото, самолет вышел на лес. Набрав некоторую высоту, самолет не мог перейти леса и, зацепив за деревья, упал в 10:15 местного времени на землю в 15 км юго-западнее пос. Лорба Микояновского района (61°55’СШ, 66°30’ВД).
    Командир Обского авиаотряда Дубенский и бортрадист самолета Егоров погибли при ударе. Остальные члены экипажа и пассажиры получили различные травмы. Двое из них ушли за помощью 13 октября, остальные – 16 октября. Эта группа вышла к озеру 19 октября и подобраны самолетом. 21 октября этот же самолет обнаружил место катастрофы. 25 октября все люди были доставлены в Самарово.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 2
Пассажиры 5 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС МП-1бис
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л2950
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1937
Заводской номер ВС 31461
Наработка ВС (часы) 989
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское управление ГВФ, Обский авиаотряд
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Березово
Пункт назначения Самарово
Начальный пункт маршрута Салехард
Конечный пункт маршрута Тюмень (Плеханово)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Выданный Березовской АМСГ прогноз погоды не оправдался во второй половине пути. Вместо предусмотренной прогнозом видимости 2-4 км фактическая видимость была не более 100 м в срок действия прогноза. Указанное привело к затруднению в ориентировке, вызвавшей полет самолета на низкой высоте, а затем уход самолета с трассы и потерю детальной ориентировки. Большая влажность воздуха (92%) и температура воздуха -1-3°С вызвали обледенение диффузоров карбюратора, что привело к понижению оборотов мотора с падением наддува. Вынужденный полет самолета на низкой высоте с потерей ориентировки, с плохой видимостью и работой мотора на сниженных оборотах привели самолет к катастрофе.
    2) Преувеличение своей власти командиром Обского авиаотряда Дубенским, выразившееся в том, что он, воспользовавшись положением командира отряда, самовольно полетел на самолете МП-1 первым пилотом, не имея на то права. Кроме того, указанным поступком Дубенский отстранил командира корабля Тимлера от обязанностей первого пилота. В полете Дубенский нарушил временное наставление по летной службе на воздушных линиях СССР, ч.2 §§323, 331, 335, 512, 523, 532, 582 и НШС-43 §224 п. «а», наставление по летной службе на воздушных линиях СССР, ч.1, §498 п. «г», чем и привел самолет к катастрофе.
    3) Пилот Обского авиаотряда Тимлер не проявил настойчивости оставить право первого пилота за собой, зная недостаточную опытность Дубенского в линейной работе. К тому же Тимлер обязан был проявить указанную настойчивость, так как Дубенский не был допущен к самостоятельным полетам на самолете МП-1. Будучи вторым пилотом, Тимлер в полете нарушил обязанности второго пилота, предусмотренные наставлением по летной службе на воздушных линиях СССР, ч.1 §502 п. «д» (не следил за контролем правильности решений в полете и не корректировал действия Дубенского, видя явные нарушения с его стороны наставления по летной службе).
    Виновники:
    Дежурный синоптик Березовской АМСГ Королева, давшая неправильный прогноз погоды второй половины пути полета в бюллетенях погоды за 11.10.1944, бланк №54 (для пилота Тимлера) и бланк №55 (для пилота Степина), чем привела в один и тот же день к катастрофе самолета МП-1 Л-2950 пилота Тимлера и вынужденной посадке самолета МП-1 Л-2923 пилота Степина.
    2) Командир Обского авиаотряда Дубенский, преувеличивший свою власть, использовав положение командира отряда, самовольно полетев первым пилотом на самолете МП-1, не имея на то права, и своим поступком отстранив от обязанностей командира корабля пилота Тимлера. Кроме того, Дубенский, нарушил наставление по летной службе и НШС-43, указанные в разделе 2 «Выводов».
    3) Пилот Тимлер, нарушивший наставление по летной службе и не проявивший должной требовательности, указанные в разделе 2 «Выводов», чем способствовал катастрофе.
    4) Начальник а/п Самарово Мальцев, самоустранившийся от работы, находясь в городе, и при штормовом предупреждении не закрывший аэродром, чем способствовал катастрофе.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.