Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ли-2 Узбекского управления ГВФ в Чарджоуской области
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  27 января 1946 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Туркменская ССР, Чарджоуская область, район дер. Гур-Ильды (Герельде)
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4131
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское управление ГВФ
 


Описание
    26 января 1946 года экипаж прибыл в Ургенч и остался на ночевку. На 27 января был назначен вылет на Чарджоу на 07:30 мск. По настоянию командира корабля, ссылавшегося на отсутствие загрузки на данное время, диспетчер переделала наряд на 10:00 мск. В аэропорту командир корабля не ночевал, а поехал с бортмехаником в город. Диспетчер аэропорта поехала с ними и по дороге пригласила их в гости на именины к своей подруге. В гостях командир корабля и бортмеханик были до 07:00 утра, после чего ушли неизвестно куда и на аэродром явились с опозданием, в начале 11-ти часов утра мск. Бортрадист также ночевал в городе, но явился в аэропорт к 07:00. Только один второй пилот ночевал в аэропорту. По заявлению диспетчера аэропорта, командир корабля явился к вылету в нетрезвом состоянии. Начальник аэропорта в 11:10 выпустил самолет по маршруту Ургенч – Чарджоу с пассажирами и грузом на борту (по его объяснениям, он ничего не заметил). По заявлению экипажа, командир корабля сел на правое пилотское сиденье и весь полет дремал. Пилотировал второй пилот.
    В 13:00 экипаж благополучно приземлился в а/п Чарджоу, откуда в тот же день должен был вылететь обратным рейсом в Ургенч. Командир корабля дал экипажу указание оформлять груз и обедать, а сам пошел в столовую. Закончив загрузку самолета, экипаж пошел обедать, но командира корабля в столовой не оказалось. Как впоследствии выяснилось, командир корабля зашел в буфет, где встретил «знакомых ребят из ВВС», с которыми там же начал выпивать. Командир корабля в своих объяснениях указывает, что выпил 4 стакана водки, а дальше не помнит, пил еще или нет, и как попал на самолет, тоже не помнит (был приведен из буфета диспетчером в состоянии тяжелого алкогольного опьянения, когда экипаж начал его розыски). Войдя в пассажирскую кабину, командир корабля крикнул второму пилоту выруливать и взлетать, что последний и выполнил. Командир корабля остался в пассажирской кабине и начал объяснять пассажирам, что он доверяет второму пилоту, так как тот под его руководством заканчивает тренировку. По показаниям пассажиров, после взлета командир корабля в абсолютно пьяном виде вошел в пилотскую кабину. Там он сел на штурманское сиденье. Через несколько минут командир корабля опять вышел в пассажирскую кабину, начал приставать к женщине, просил у пассажиров водки. Бортмеханик и бортрадист, видя, что командир корабля ведет себя с пассажирами безобразно, увели его в пилотскую кабину. Там командир корабля сел на правое сиденье и взял у второго пилота управление. При этом он сказал: «Ты летаешь хорошо, но не был в сложных условиях, вот я тебе сейчас их покажу». Второй пилот (по его словам) только сейчас заметил, что командир корабля сильно пьян, начал его уговаривать, что время ограничено и надо продолжать нормальный полет. Командир корабля, не слушая второго пилота, резко дал штурвал от себя. Самолет перешел в пикирование. Второй пилот начал медленно подбирать штурвал на себя, выводя медленно самолет из пикирования. Командир корабля крикнул ему: «Брось управление!» и снова перевел самолет в пикирование. Пассажиры подняли крик, на что второй пилот обратил внимание командира корабля, но тот и в третий раз перевел машину в пикирование. Второй пилот и бортмеханик, видя быстрое приближение земли, вдвоем резко взяли штурвал на себя. Во время выхода из пике самолет задел винтами за землю, после чего взмыл до высоты 100 м. При этом левый мотор отказал совсем, а правый работал с большими перебоями на небольшой мощности. Самолет, имея запас скорости, перетянул через реку и начал терять высоту. Боясь лобового удара, командир корабля и второй пилот развернули самолет вправо и начали садиться на малой скорости. При подходе к земле левая плоскость крыла зацепилась за деревья, в результате оторвалась консоль. Самолет упал сначала на левое крыло, затем, развернувшись на 90°, ударился о землю (в районе деревни Гур-Ильды). Самолет разбит. Экипаж и пассажиры невредимы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры ? 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4131
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Чарджоу
Пункт назначения Ургенч
Начальный пункт маршрута Чарджоу
Конечный пункт маршрута Ургенч


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Безответственное отношение командира корабля к предстоящему вылету, который, напившись пьяным, вылетел в рейс, допустил преступное хулиганство, что привело к аварии самолета.
    2) Отсутствие надлежащего контроля за экипажами, выпускаемыми в рейс, в аэропортах Чарджоу и Ургенч.
    3) Недостаточная требовательность и отсутствие надлежащих мер к командиру корабля со стороны командования отряда, которому были известным неоднократные случаи пьянства последнего в аэропортах и даже вылет того в нетрезвом виде.
    4) Совершенно недостаточная воспитательная работа в экипажах, что развило панибратство и покровительство.
    5) Командование управления не смогло организовать летную службу в аэропортах Чарджоу, Ургенч и Нукус в соответствии с требованиями приказов начальника ГУ ГВФ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.