11 июля 1946 г. пилот 234 отряда Якутского управления ГВФ вылетел из Якутска в Усть-Маю с заданием отвезти одного пассажира с багажом, а обратно привезти двух секретарей райкомов ВКП(б) – Аллах-Юньского и Усть-Майского районов. Прибыв в Усть-Маю, пилот остался на ночевку.
12 июля в 04:00 местного времени (22:00 11 июля мск) пилот пришел на метеостанцию и получил фактическую погоду Амги за 19:30, 20:00 и 21:00 и Якутска за 20:00 мск. Прогноз погоды из Якутской АМСГ со сроком действия с 22 часов, состоящий из 23 групп кодированного текста, поступил на телеграф Усть-Маи в 22:10 был записан с ленты на бланк и передан по телефону дежурной Усть-Майской АМСГ. Последняя приняла его, как и всегда делала, без проверки и при расшифровке допустила ряд неточностей: пропустила одну группу цифр, по описке вместо срока действия до 04:00 поставила до 02:00. Сформулированный ею после раскодирования текст прогноза был вручен начальнику аэропорта около 22:30 мск, то есть, с опозданием на 30 минут от начала срока действия. При этом она не сочла нужным предупредить начальника аэропорта о штормовых предупреждениях из Амги за 19:30, 20:00 и 21:00, полагая, что это сделает сам пилот, и не запросила непоступившую погоду из Амги за 22:00, зная, что в Амге туман. Одновременно ею была передана начальнику аэропорта фактическая погода Якутска за 21:00. Прогноз отвечал установленному минимуму для легких самолетов для первой половины пути (до Амги). Безопасная высота полета до Амги – 400 м, от Амги до Якутска – 200 м. Видимость на всем протяжении маршрута 2 км.
Прогноз погоды по маршруту Усть-Мая – Якутск предусматривал: первая половина периода действия – облачность верхнего яруса 1500-2000 м, слабый дождь, видимость ухудшена дождем - 2-4 км, временами 10 км. Вторая половина периода действия: временами высота облачности 300-600 м. В 23:00 из Амги поступило сообщение, что туман рассеялся. Видя соответствие погоды установленному минимуму и считая туман в Амге временным, начальник аэропорта дал разрешение на вылет, предупредив, что при ухудшении погоды за Амгой произвести в Амге посадку.
Через 10-15 минут после получения прогноза, в 22:40 пилот вылетел с секретарем Аллах-Юньского райкома ВКП(б) Некрасовым и врачом Якутского министерства здравоохранения. В 00:30 пилот прошел Амгу. Пролетев от нее около 100 км, находясь строго на трассе, пилот встретил резкое ухудшение погоды, понижение облачности до земли, на земле туман с видимостью 50 м. На 21- м километре тракта Якутск – Амга от села Майя по направлению к Амге пилот повернул обратно, но в 3 км от места разворота, идя в облачности и не видя под собой леса, задел правой нижней плоскостью за вершину высокой лиственницы. При ударе вершина дерева и вся правая полукоробка были сбиты. Самолет развернуло под прямым углом вправо и в 25 м от этого дерева самолет ударился мотором о ствол другой лиственницы, в 8 м от земли. Самолет упал на землю и разрушился. Пилот и пассажиры погибли. Катастрофа произошла около 01:40 мск в 24 км от н.п. Майя (76 км от г. Якутск).
|