Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2 Краснокутского ЛУ ГВФ в районе а/д Комсомольское
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  10 августа 1955 г.
Время:  11:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Саратовская область, Краснокутский район, 11 км северо-восточнее а/д Комсомольское
Тип ВС:  По-2
Регистрация ВС:  СССР-Ш2300
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Краснокутское ЛУ ГВФ
 


Описание
    В день происшествия в Краснокутском ЛУ ГВФ проводились учебные полеты с а/д Комсомольское. Пилот-инструктор 1АЭ 3 отряда Краснокутского ЛУ ГВФ Витолин, после налета 4 часа 21 минуту, произвел в 11:25 (за 45 минут до окончания полетов) взлет с курсантом Никитиным в пилотажную зону для выполнения учебного полета по 5-му упражнению 4-й задачи КУЛП-54 г. (выполнение виражей и восьмерок с кренами 55°, боевых разворотов и скольжения).
    Через 20 минут полета в зоне самолет потерпел катастрофу в 2 км от пилотажной зоны №2, находящейся в 11 км северо-восточнее а/д Комсомольское (место катастрофы находится в 4 км юго-восточнее н.п. Солянка и в 4 км северо-восточнее ж.д. станции Тимофеевка). Пилот-инструктор погиб при ударе. Курсант в бессознательном состоянии доставлен в местную больницу, где через 4 часа скончался.
    Фактическая погода была: облачность 2-3 балла высотой 1000-1500 м, без осадков, видимость более 8 км, ветер юго-западный 5-7 м/с.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Ш2300
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 04.06.1947
Заводской номер ВС 040647
Наработка ВС (часы) 3543
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 1130186


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Краснокутское ЛУ ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Комсомольское
Пункт назначения Комсомольское
Начальный пункт маршрута Комсомольское
Конечный пункт маршрута Комсомольское


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено: самолет находился в зоне на высоте 700-800 м после выполнения фигур в горизонтальной плоскости (что соответствовало заданию на полет). Потом он перешел с горизонтального полета в штопор (что не предусмотрено заданием на данный полет) и в положении крутого правого штопора, после 5-6 витков, ударился о землю вначале колесами и консолями правой полукоробки, потом втулкой винта и мотором. После удара самолет прополз на фюзеляже 5 м, развернувшись вправо на 45°. Перед ударом экипаж выключил зажигание и перекрыл бензокран.
    По характеру входа самолета в штопор установлено, что он был преднамеренно введен в него, с целью тренировки, и вводился курсантом по заданию пилота-инструктора. Курсант Никитин медленно усваивал летную практику и поэтому инструктор мог дополнительно дать ему задание выполнить ввод и вывод из штопора, который отрабатывался курсантом в предыдущих полетах по 4-му упражнению 4-й задачи.
    Самолет не выведен из штопора по причине заклинивания сиденьем первой кабины рулей управления. Это подтверждается тем, что в данный летный день сиденье первой кабины дважды непроизвольно опускалось в полетах с инструкторами Витолиным и Дужкиным, причем в полете Дужкина с курсантом Оридорога опущенное сиденье заклинило в полете рули управления во время крутой спирали при пилотировании курсантом под колпаком. Для вывода самолета из создавшегося ненормального положения инструктор Дужкин дал указание курсанту открыть колпак, а сам в это время принял энергичные меры к подъему своего опустившегося сиденья, чем предотвратил быстрое снижение неуправляемого самолета.
    Ни инструктор Дужкин, ни инструктор Витолин не прекратили полеты, не доложили об этом руководителю полетов и не приняли мер к устранению неисправности самолета.
    Положение курсанта Никитина перед извлечением его из кабины в бессознательном состоянии было таким: левая рука находится в кольце ручки управления, а правая рука за сиденьем с правой стороны, что свидетельствует о стремлении поднять опустившееся сиденье, что удалось ему сделать непосредственно перед столкновением с землей.
    В отличие от многих самолетов, По-2 Ш-2300 легко входил и энергично штопорил. У Никитина отмечалась замедленная реакция действий и поэтому подъем опустившегося сиденья курсантом был произведен слишком поздно, что не позволило инструктору вывести самолет из штопора.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы комиссия считает заедание ручки управления корзиной опустившегося переднего сиденья, где находился курсант, что затруднило и не представило возможным вывести самолет из штопора.
    Способствующими причинами являются низкий уровень дисциплины личного состава и неудовлетворительный контроль за работой летного и технического состава, следствием чего является выполнение полета на заведомо неисправной матчасти, самоличное изменение задания пилотом-инструктором в зоне без разрешения непосредственных командиров и руководителя полетов.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.