|
|
|
Катастрофа По-2С Западного-Сибирского ТУ ГВФ в районе Кудымкара |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 16 марта 1955 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Молотовская обл., Коми-Пермяцкий нац. округ, 6 км от дер. Киршинова, Белоевский район
Тип ВС: По-2С
Регистрация ВС: СССР-К1522
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Свердловская авиагруппа
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 122 авиаотряда Свердловской авиагруппы ЗСТУ ГВФ выполнял санитарный рейс по маршруту Кудымкар – Коса – Кудымкар и в 08:55 мск 16 марта 1955 г. вылетел на а/д МВЛ Коса для доставки двух пассажиров. Из Косы он вылетел в обратный рейс в 10:05 с врачом Косинской райбольницы на борту. В а/п Кудымкар самолет не прибыл. Организованные поиски результатов не дали.
Самолет найден 15 мая 1955 г местными жителями пос. Кузьва Кирьяновского лесопункта на территории Белоевского района Коми-Пермяцкого национального округа Молотовской области в густом лесном массиве в 151-ом квартале Ошибского лесничества Кудымкарского лесхоза (6 км от деревни Киршинова Трапезниковского сельсовета и в 5 км от пос. 70-го квартала Кирьяновского мехлеспункта). Пилот и пассажирка погибли.
На основании показаний очевидцев из местных жителей, видевших самолет перед катастрофой, осмотра места происшествия и показаний барограммы комиссия считает, что катастрофа произошла при следующих обстоятельствах: пилот, возвращаясь из Косы в Кудымкар, на участке маршрута Сорол – Кудымкар встретил ливневый снегопад фронтального характера, сопровождающийся сильным порывистым ветром и горизонтальной видимостью менее 1 км. В этих условиях пилот вместо своевременного выхода из плохой погоды и посадки на ближайшей запасной площадке продолжил полет при погоде ниже установленного для него минимума. Приняв позднее решение о возврате, пилот после разворота производил полет на недопустимо малой высоте, в результате чего самолет правой полукоробкой зацепил за вершину 40-метровой ели, которая была выше полога леса на 8-10 м, срезал обе правые плоскости по стойки и, разрушаясь, упал в лес. При лобовом ударе самолета о ствол дерева диаметром 40-50 см пилот и пассажирка погибли. Самолет и мотор разрушены. Осмотр остатков самолета и мотора показал, что до столкновения с деревьями мотор работал нормально.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
По-2С |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-К1522 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
25.01.1947 |
Заводской номер ВС |
0448 |
Наработка ВС (часы) |
4967 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
4126208 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Санитарный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Свердловская авиагруппа |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Коса |
Пункт назначения |
Кудымкар |
Начальный пункт маршрута |
Коса |
Конечный пункт маршрута |
Кудымкар |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено:
1) Прогноз погоды по маршруту Кудымкар - Коса – Кудымкар с 8 до 14 часов соответствовал личному минимуму пилота и предусматривал: облачность 7-10 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 300-600 м, снег, метель, видимость 2-4 км, ветер юго-западный 45-55 км/ч, в облаках обледенение.
Перед вылетом выпускавший пилота командир звена получил в 07:52 из Кочево штормовое оповещение о снегопаде с видимостью 500 м и в 08:42 сообщение из Гайн о ухудшении видимости до 1500 м, что ставило под сомнение правильность прогноза погоды. Не приняв мер к уточнению прогноза, командир звена выпустил самолет в рейс.
2) Прогноз погоды по маршруту, составленный дежурным синоптиком АМСГ а/п Молотов, не оправдался. Штормовое оповещение, полученное АМСГ а/п Молотов из Кочево (35 км западнее линии пути Кудымкар – Коса) в 07:53, свидетельствовало о наличии вторичного холодного фронта, двигавшегося в восточном направлении, однако дежурный синоптик АМСГ, в нарушение Наставления по службе прогнозов, своевременно коррективы в ранее переданный прогноз погоды не внесла, хотя имела достаточно времени для его изменения и передачи в Кудымкар до вылета самолета.
К моменту прилета самолета на а/д Коса в районе аэродрома усилился снегопад и видимость ухудшилась до 1 км, о чем пилот сообщил по телефону дежурному наблюдателю Косинской гидрометеостанции и спросил, почему она не дает штормового предупреждения. Та ответила, что по ориентирам видимости гидрометеостанции Коса (1,5 км от аэродрома Коса) видимость около 4 км. Опросом же местных жителей и показаниями коменданта аэродрома установлено, что к моменту прилета самолета в район а/д Коса видимость была менее 1 км.
3) Пилот при подходе к а/д Коса встретил снегопад, ухудшивший видимость до 1 км. Вместо возврата на аэродром вылета, пилот продолжил полет и произвел посадку при погоде ниже установленного для него минимума. В таких же метеоусловиях пилот вылетел из Косы.
4) Комендант а/д Коса свои обязанности знает плохо, вследствие чего самолет был выпущен им при погоде ниже установленного минимума аэродрома и пилота.
5) В 122 ао в осенне-зимний период 1954-55 гг имели место многочисленные (53 раза) случаи выпуска самолетов в рейс при прогнозе погоды ниже установленного минимума для пилотов и трасс, особенно неблагополучно с этим в Кудымкарском звене. Пилот только в феврале 1955 г четырежды нарушал установленный минимум погоды.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главной причиной катастрофы является неудовлетворительная организация полетов в 122 авиаотряде, выразившаяся в систематических нарушениях частью командного и летного состава требований §§ 164, 207 и 321 НПП ГА-51 при полетах на МВЛ в осенне-зимний период 1954-55 гг.
Другие причины:
а) неоправдавшийся прогноз погоды по трассе Кудымкар – Коса – Кудымкар, выданный дежурным синоптиком АМСГ в нарушение Наставления по службе прогнозов, как результат неудовлетворительной организации метеорологического обслуживания полетов самолетов 122 авиаотряда на МВЛ со стороны АМСГ а/п Молотов;
б) нарушение пилотом установленного для него минимума полетов.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|