Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа AS350B3e а/к Ельцовка в Сочи
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 ноября 2016 г.
Время:  13:57
Страна:  Россия
Место происшествия:  Краснодарский край, г. Сочи
Тип ВС:  Aerospatiale AS-350B3 Ecureuil
Регистрация ВС:  RA-07275
Авиакомпания:  Ельцовка
 


Описание
    Пилот вертолета планировал выполнение ознакомительного полета над Черноморским побережьем (г. Сочи, Адлерский район) с пятью пассажирами на борту согласно заявке ООО «Вип Шаттл Сочи».
    Взлет произведен в 13:52 местного времени с вертолетной площадки в селе Казачий Брод. Через 2 минуты пилот доложил, что следует в район Олимпийского Парка с целью его осмотра. При приближении вертолета к береговой черте пилот, вероятно, для выхода к Олимпийскому парку, начал выполнение правого разворота на истинной высоте около 200 м. В процессе разворота, при приближении к курсу 300°, у вертолета начал развиваться интенсивный правый крен с увеличением вертикальной скорости снижения. В 13:57:17 вертолет, двигаясь с правым креном более 60°, столкнулся несущим винтом с деревьями и автомобилем, после чего, пролетев несколько метров, столкнулся с проводами линии передач и с навесом парковочного места, расположенного во дворе частного дома по адресу улица Цимлянская, д. 37. Один пассажир погиб на месте, другой пассажир скончался в больнице. Пилот и остальные три пассажира получили тяжелые ранения.
    На месте происшествия поврежден забор частного дома, разрушен навес, под которым находился легковой автомобиль, повреждены два автомобиля. Во дворе дома произошел пролив топлива из поврежденного топливного бака вертолета.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 5 2
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании https://mak-iac.org/upload/iblock/d0e/report_ra-07275.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Aerospatiale AS-350B3 Ecureuil
Регистрационный номер (id) ВС RA-07275
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 13.12.2012
Заводской номер ВС
Наработка ВС (часы) 784
Наработка ВС (циклы) 1887
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Аэровизуальный
Авиакомпания Ельцовка
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     При расследовании установлено: 01.11.2016 КВС подал заявку на выполнение полета по следующему маршруту: площадка взлета (село Казачий Брод, г.Сочи) –Молдовский мост –Олимпийский парк –Молдовский мост –Микрорайон Хоста –гора (4км северо-западнее Хосты) –Микрорайон Хоста –площадка посадки (село Казачий Брод, г.Сочи).
    В 13:52 вертолет произвел взлет с вертолетной площадки, расположенной в районе села Казачий Брод. Взлет был произведен с путевым углом около 110°.После выполнения взлета, в 13:52:48, вертолет произвел левый разворот с набором высоты с вертикальной скоростью до 7м/с. Пролетев порядка 800 м в северном направлении, вертолет выполнил левый разворот с креном до 60°. После выполнения левого разворота на путевой угол 188° КВС произвел разгон путевой скорости до 190км/ч и снижение с вертикальной скоростью до 6м/с в сторону площадки взлета.
    В 13:53:23 КВС вышел на связь с диспетчером «Сочи-МДП» и доложил о взлете и расчете прибытия к точке «Молдовский Мост»: «07275, взлет, на безопасной, следую в «Олимпийский Парк», «Молдовский Мост» через две минуты». После пролета над площадкой взлета и снижения до истинной высоты порядка 30 м вертолет был переведен в набор высоты с вертикальной скоростью набора до 6 м/с и продолжил полет в южном направлении. В13:54:23, пролетев порядка 2.5км от точки взлета в сторону точки «Молдовский мост» на путевой скорости185км/ч с набором истинной высоты до 130м и истинным курсом порядка 200°, вертолет произвел левый отворот на 25°от первоначального курса. Через несколько секунд, приблизившись к склону горы, вертолет увеличил высоту с вертикальной скоростью до 9м/с и продолжил полет с истинным курсом 170–175°. С этого момента времени вертолет стал уклоняться левее от запланированного маршрута. В13:54:45, производя полет с путевой скоростью около 180км/ч на истинной высоте 150м с истинным курсом 173°,вертолет пролетел траверз точки «Молдовский мост» (на удалении 1.3км восточнее). В13:54:50 КВС вышел на связь с диспетчером «Сочи-СТАРТ» и доложил о пролете точки «Молдовский мост» и о дальнейшем следовании в район Олимпийского парка: «Молдовский мост» следую «Олимпийский парк» с осмотром, далее в обратном направлении, «Молдовский мост» доложим». Пролетев порядка 2км в южном направлении с увеличением путевой скорости до 220км/ч на истинной высоте 145м с незначительным снижением (с вертикальной скоростью 1.5м/с), в момент времени 13:55:24, КВС получил информацию от диспетчера «СОЧИ-СТАРТ» с просьбой увеличить скорость полета: «... сейчас на «Олимпийском парке» – «Робинсон-44» будут посадку производить, и, по возможности, скорость полета увеличивайте: на 02 заходит борт». Через 16 сек. КВС подтвердил принятие информации диспетчера к сведению («07275, предупреждение принял»), при этом вертолет находился на удалении около 2.5км левее линии запланированного маршрута и продолжал удаляться от нее влево. Вероятно, получение данной информации диспетчера в этот момент времени могло привести к тому, что КВС начал действовать в темпе спешки, при котором велика вероятность ошибочных действий. Через 70 сек., в 13:56:34, запись приемника спутниковой навигации Garmin AERA 795 прерывается в полете, при этом зафиксированы следующие параметры полета: абсолютная высота 203 м; истинная высота 193 м; путевая скорость 228 км/ч; путевой угол 172°; вертикальная скорость снижения 0.5 м/с.
    Находясь примерно в 4 км юго-восточнее точки маршрута «Олимпийский парк» и следуя в направлении береговой линии с путевым углом 220°, КВС начал выполнять энергичное снижение с вертикальной скоростью до 20 м/с. В процессе снижения произошло увеличение путевой скорости с 245км/ч (133узла) до 275км/ч (150узлов), и, по мере приближения к береговой черте, интенсивное увеличение правого крена до значений, превышающих 60°.
    По информации разработчика, на вертолете AS350B3e может возникать явление«сервопрозрачности». Явление сервопрозрачности возникает, когда аэродинамические силы на несущем винте превышают усилия, развиваемые гидравлическими приводами управления. Как правило, это происходит при энергичном маневрировании со значительными вертикальными перегрузками на скоростях полета и с полетными весами, близкими к максимально допустимым.
    В случае возникновения данного явления аэродинамические силы, превышающие усилия, развиваемые сервоприводами, передаются непосредственно на органы управления ВС. На вертолетах с вращением несущего винта по часовой стрелке правый сервопривод воспринимает наибольшую нагрузку, а эффект сервопрозрачности приводит к перемещению ручки циклического шага вправо и на кабрирование, а также к тенденции уменьшения величины общего шага. Результирующая реакция вертолета (в первую очередь кабрирование) приводит к уменьшению скорости и быстрому (в течение около 2 cек.)выходу вертолета из режима сервопрозрачности.
    На основании изучения зависимости вертикальной перегрузки от истинной скорости для вертолета массой 2000 кг установлено, что в 13:57:11 вертолет вошел в режим «сервопрозрачности», находясь на истинной высоте около 110м, и снижался с вертикальной скоростью 17-18м/с, вертикальная перегрузка составляла 1.75g, истинная воздушная скорость - около 145 узлов, а правый крен -55°. Причиной попадания в явление «сервопрозрачности» явилось выполнение пилотом энергичного маневра со значительными значениями угла крена и вертикальной перегрузки на скоростях, близких к предельно допустимым. Вертолет находился в режиме сервопрозрачности около 4 сек. При этом, при отсутствии воздействия пилота на органы управления, вертолет будет увеличивать угол тангажа и, соответственно, уменьшать скорость, а выход из режима сервопрозрачности происходит в течение около 2 с. Наиболее вероятно, на начальном этапе пилот «препятствовал» «естественному» движению вертолета на кабрирование. Это следует из того, что после попадания в режим сервопрозрачности и скорость, и перегрузка продолжали некоторое время расти. В дальнейшем, произошло торможение вертолета и выход из режима сервопрозрачности. За время нахождения в режиме «сервопрозрачности» вертикальная скорость и угол крена изменились незначительно.
    Если бы пилот сразу распознал ситуацию попадания в режим сервопрозрачности и позволил вертолету самому выйти из него, на переход в горизонтальный полет потребовалось бы 5-6 секунд. При этом остался бы достаточный запас высоты.
    Вероятно, из-за отсутствия соответствующих знаний и навыков (явление сервопрозрачности не было включено Программу летной подготовки, по которой КВС проходил переучивание в НП ЦПП, и Программу летной подготовки эксплуатанта), данная ситуация явилась неожиданной для КВС, и он не смог вывести вертолет из крена и снижения.
    В 13:57:17 вертолет, двигаясь со значительным правым креном (более 60°), столкнулся несущим винтом с деревьями и автомобилем, после чего, пролетев несколько метров, столкнулся с проводами линии электропередач. В результате столкновения с проводами линии электропередач вертолет изменил направление полета и угол крена (на левый) и столкнулся с навесом парковочного места, расположенного во дворе дома №37на улице Цимлянская. Перегрузки при столкновении вертолета с землей и последующее разрушение конструкции вертолета стали причиной смерти и травм пассажиров и пилота, находившихся на борту вертолета.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Наиболее вероятной причиной авиационного происшествия с вертолетом AS 350 B3e RA-07275, выполнявшим днем, в визуальных метеоусловиях, ознакомительный полет над Черноморским побережьем, явился маневр вертолета со снижением, выполненный пилотом при правом развороте над береговой чертой с углами крена до 60°, скорости полета около 150 узлов с вертикальной перегрузкой до 2.1 g, что привело к возникновению явления «сервопрозрачности» и затруднило КВС, не обладавшему достаточными знаниями и навыками о данном явлении, вывод вертолета из крена и снижения. Вертолет столкнулся с землей и разрушился, что привело к гибели двух пассажиров и получению серьезных травм тремя пассажирами и пилотом.
   
    Программа переподготовки на вертолет AS 350 B3 Некоммерческого партнерства «Центр подготовки персонала» (г. Тюмень) и Программа подготовки летного состава эксплуатанта не содержала упражнений в полёте по обучению действиям по предотвращению попадания и при попадании в условия «сервопрозрачности». Данное явление не было продемонстрировано КВС в полете при прохождении курса переподготовки и, вероятно, при подготовке по программе эксплуатанта.
   
    В РЛЭ вертолета AS 350 B3e RA-07275 изложены условия попадания в явление «сервопрозрачности», однако пилот, вероятно, не владел английским языком в степени, достаточной для понимания эксплуатационной документации вертолета. В нормативных документах гражданской авиации отсутствуют критерии по уровню владения английским языком при отборе кандидатов для переучивания на воздушные суда иностранного производства, а также квалификационные требования по английскому языку для членов летных экипажей, выполняющих полеты на воздушных судах, имеющих документацию на английском языке.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2019, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.