Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа По-2С Уральского управления ГВФ на ж.д. станции Коновалово
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  28 октября 1949 г.
Время:  12:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  Курганская область, Макушинский район, ж.д. разъезд Коновалово
Тип ВС:  По-2С
Регистрация ВС:  СССР-К1119
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Уральское управление ГВФ
 


Описание
    Около 08:30 командир 238 авиаотряда Уральского управления ГВФ получил по телефону от Курганской областной санавиастанции задание на полет двух самолетов в район железнодорожной станции Макушино для переброски 4-х человек медицинского персонала, консервированной крови и медикаментов в целях оказания помощи пострадавшим при железнодорожной катастрофе в районе станции Макушино (крушение пассажирского поезда).
    Дежурный синоптик для выполнения задания выписал бюллетень погоды АВ-5 по маршруту Курган – Макушино – Курган с 09:30 до 12:00: облачность 3-10 баллов высокая, видимость 4-10 км, ветер юго-западный 10-20 км/ч. В Макушино с 10:00 до 11:00 туман, видимость 500-1000 м, тихо.
    Командир отряда на предупреждение синоптика о тумане в пункте посадки указал дописать в бюллетене погоды «полет с проверкой прогноза». Для выполнения задания он назначил двух пилотов: командира звена Багаева и пилота Дерябина. Оба пилота в этот день уже произвели по одному маршрутному полету и вернулись в а/п Курган. Командиру звена Багаеву в связи со сложностью задания, как более опытному пилоту, было приказано подобрать с воздуха площадку в районе ст. Макушино, произвести посадку и обеспечить прием самолета Дерябина. О порядке выполнения полета в паре командир отряда указаний пилотам не дал.
    В связи с прибытием врачей подготовка пилотов к полету происходила в обстановке недопустимой поспешности. Оба пилота не произвели аэронавигационной подготовки к выполнению полета по новому маршруту. У Дерябина не был проложен маршрут и отсутствовала линейка НЛ-8. Однако он расписался в журнале предполетной подготовки, а штурман отряда отметил в журнале выполнение всех элементов подготовки с оценкой «четыре». Между посадкой и вылетом на новое задание у Багаева прошло 27 минут, у Дерябина – 25 минут. Бюллетень погоды АВ-5 был выписан на Багаева и вручен ему, а Дерябин только с ним ознакомлен. Дежурный диспетчер при выдаче разрешения на вылет не обнаружил, что пилоты выпускаются при прогнозе тумана в пункте посадки, без наличия положенных документов и без бланка АВ-5 у пилота Дерябина. Командир звена Багаев никаких указаний Дерябину о порядке полета в паре перед вылетом не дал.
    В 09:07 командир звена Багаев с двумя врачами на борту произвел взлет на самолете По-2 № К-1260. В 09:09 на самолете По-2 № К-1119 вылетел с врачом и медсестрой пилот Дерябин. Самолеты следовали на высоте 500 м с интервалами 1000-1500 м (впереди Багаев). На участке маршрута в районе железнодорожного разъезда Коновалово командир звена Багаев увидел полосу приподнятого тонкого слоя тумана с высотой нижней кромки 100-110 м и принял решение продолжить полет под нижней кромкой тумана. Не давая никаких сигналов пилоту Дерябину, Багаев снизился на 400 и продолжил полет под туманом. Дерябин повторил этот маневр и продолжал следовать за Багаевым. Через 3…5 минут полета видимость стала ухудшаться. Командир звена, увидев перед собой полосу сплошного тумана, пользуясь наличием просвета в нем, принял решение выйти из под тумана и продолжать полет над туманом в районе ст. Макушино. Дойдя по расчету времени в район Макушино, по настоянию врача, найдя разрыв в тумане, Багаев снизился в него до высоты 30-50 м. Увидев непригодность просматриваемого участка земли для посадки, он вновь набрал высоту и возвратился на площадку у железнодорожной станции Лебяжье, где и произвел посадку. Пилот Дерябин, следовавший за Багаевым, при уходе его вверх потерял самолет Багаева из виду, вошел в туман и, привязавшись к линейному ориентиру железнодорожного полотна, производил полет правее него на высоте 10-15 м в район станции Макушино.
    В 10:10 мск, по показаниям очевидцев на разъезде Коновалово, на высоте 16 м самолет лобовым ударом столкнулся с кирпичной водонапорной башней высотой 25 м. При ударе о верхнюю часть башни самолет полностью разрушился и упал на землю у подножия башни. Военнослужащие из стоявшего на станции поезда извлекли из обломков самолета тела пилота и медсестры. Тело врача найдено в находившемся рядом с башней угольном сарае без крыши.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2С
Регистрационный номер (id) ВС СССР-К1119
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС август 1946 г.
Заводской номер ВС 0289
Наработка ВС (часы) 2379
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 4123228


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Уральское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Курган
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Курган
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Неудовлетворительная организация и руководство полетами в 238 авиаотряде со стороны командира отряда, вследствие чего самолеты были выпущены с прогнозом погоды, в котором указывалось наличие тумана в пункте посадки.
    2) Недисциплинированность командира звена Багаева и пилота Дерябина, которые не прекратили, а продолжили полет в тумане.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.